Behemoth - «Sventevith (Storming Near the Baltic)» (1995)
- 02.02.2018 09:34
- 899
Многоглавые божества почитались языческими народами, символизируя разные ипостаси природных сил и явлений, их всеобъемлющую натуру. Можно привести пример двуликого римского Януса, бога дверей и проходов, одновременно глядящего в прошлое и будущее или подобного ему бога Портуна, бога ключей, начала, а также гаваней-портов. У славян многоголовые божества известны нам в виде Збручского идола или в виде Триглава, повлиявшего на христианскую концепцию Троицы, а также в виде бога балтийских славян - воинственного Свентовита. Польская группа Behemoth, в начале своей карьеры, отдавшая дань уважения благородным языческим традициям, посвятила свой первый номерной альбом Свентовиту, почитавшемуся язычниками Арконы до разорения этого духовного центра.
Первые записи Behemoth имеют ещё и историческую ценность, как памятник тёмной стороне языческой культуры, пробудившейся и окрепшей благодаря развитию black metal; в этот период своего существования они были близки к таким классическим pagan black проектам, как Graveland, лишь намного позднее, с 1999 года, переключившись на более популярный и общедоступный чёрный металл с death metal риффами и сатанинской идеологией в духе нелепых лавеевских сочинений. Поэтому «Sventevith» и последующий «Grom» 1996 года это продукт длительной эволюции гданьской команды, где языческие интонации и мотивы безошибочно угадываются внимательным слушателем. Альбом содержит 10 треков и разделяется будто бы на две части - первую, более созерцательную, медитативную и меланхоличную и вторую, более жёсткую, безкомпромиссную, воинственную и агрессивную. Акустическая гитара и инструментальные композиции - «The Touch of Nya» и «Ancient» играют немалую роль в создании атмосферы отчуждённости, погруженности в потусторонний мир и глубоких воспоминаний.
«Песня восточных земель», вступительный трек, крепко цепляет за душу, затрагивая скрытые струны во всех славянских сердцах, «From the Pagan Vastlands» рассекает тишину решительными ударами стали (здесь, как и во всём альбоме, велико ощущения участие в шаманском языческом ритуале, затягивающем в себя неотвратимой силой водоворота):
Сегодня леса поют легенду,
Давно забытые духи,
Чьих имён никто теперь не помнит,
Ждут своего дня, чтобы возродиться.
Их видения из прошлого
Мучают наши души,
Шепчут в темноте...
...они снова вернутся сюда,
Чтобы безраздельно господствовать.
Поверьте моим словам...
«Скрытый в тумане» - четвертый трек, рассказывает классическую историю вампирической страсти, рисуя жутковатые образы холодной безжизненной ночи на вершинах замка и скал, напоминая творения Moonspell с ещё более тягостной блэк-металлической атмосферой. Музыка хитовая, легко ложащаяся на слуг, с удачно подобранными риффами, клавишными интонациями. «Entering the Faustian Soul», «Forgotten Cult of Aldaron» - это, скорее, оккультные опусы, с очевидным влиянием мистики, чем-то перекликающиеся с подобными произведениями Mayhem (норвежский блэк первой волны проявил себя в этом альбоме вполне ощутимым образом). Звучание ещё больше утяжеляется, приобретая уже death металлические, а кое-где и doom интонации (в меланхоличной Hell Dwells in Ice, где легко угадываются фирменные риффы My dying Bride той поры). Венцом альбома является пятиминутная хитовая композиция «Transylvanian Forest», в которой опять-таки, читается посвящение первозданным силам природы (которые могут быть весьма враждебными человеку), языческим богам и незабвенным силам славянства.
Этот альбом напоминает глоток воды из чистого источника воспоминаний, что приводят нас к храму, стоящему посреди лесов расового архетипа. Сверкающие молнии озаряют высокий холм, на котором заново восстаёт статуя многоликого всевидящего Свентовита.