Новалис — «Любовь и Вера, Король и Королева»
- 25.08.2017 16:37
- 1070
«Король — такой же прочный жизненный принцип для государства, как солнце — для солнечной системы».
I.
Настоящая королевская чета является для всего человека тем, чем конституция — для простого рассудка. Конституция интересна только как буква. Если знак — не прекрасный образ или музыка, то преданность знаку является самой порочной из всех наклонностей. — Что есть закон, как не волеизъявление любимой и почитаемой личности? Не нуждается ли мистический суверен, как любая идея, в символе, а какой символ достойнее и точнее милого и превосходного человека? Лаконичность дорого стоит, и не является ли человек более лаконичным и красивым выражением духа, нежели коллегия? Того, кто богат духом, рамки и различия не стесняют, а, наоборот, стимулируют. Гнет и препоны чувствует только бездуховный. Впрочем, лучше, когда король рожден, а не сделан. Даже превосходнейший из людей, будучи вознесен на такую высоту, не устоит. А родившийся королем не страдает головокружением и всегда остается хладнокровным. Но не является ли выбор по рождению в конце концов примитивным? В свободе и единодушии такого избранничества могут усомниться только те, в ком нет жизненного чувства.
Кто вздумает ссылаться на исторические факты, даже не понимает, о чем я говорю и что доказываю; это для него китайская грамота, и я бы посоветовал такому человеку отправиться восвояси и не слушать того, чей язык и обычай ему абсолютно чужды.
II.
Король — такой же прочный жизненный принцип для государства, как солнце — для солнечной системы. Вокруг этого принципа сосредотачивается высшая жизнь государства, его световая атмосфера. В гражданине она более или менее минерализируется. Поэтому высказывания гражданина в присутствии короля блистательны, наполнены высокой поэзией и жизнью. Если при высшем оживлении дух наиболее действенен, действие духа есть рефлексия, а рефлексия, по своей сути, созидательна, то с высшим оживлением сопряжена прекрасная и совершенная рефлексия, и, следовательно, речь гражданина в присутствии короля будет выражением скрытого переизбытка сил и оживленнейших порывов, сдерживаемых почтительным благоразумием и регламентированным поведением.
Королевский двор не может существовать без этикета. Однако бывает естественный этикет, прекрасный, и этикет надуманный, модный и уродливый. Введение первого станет немаловажной заботой мыслящего короля, ибо такой этикет влияет на вкус и любовь к монархической форме правления.
III.
Каждый гражданин государства является государственным чиновником. Доходы он получает только в качестве такового. Абсолютно неправильно считать короля первым чиновником государства. Король не является гражданином государства, а потому не является государственным чиновником. В том-то и состоит отличие монархии, что она основана на вере в человека, высшего по рождению, на добровольном предположении идеального человека. Нельзя выбрать себе правителя среди равных, нельзя делегировать что-либо человеку, находящемуся в том же положении, что и я. Монархия есть истинная система, потому что она сопрягается с абсолютным центром, с существом, принадлежащим человечеству, а не государству. Король — это человек, возвышенный до земного фатума. Такое поэтическое сравнение просто напрашивается. Только оно утоляет томление человеческой природы. Придет время, когда все люди будут достойны трона.
Средством воспитания для этой далекой цели является король. Король постепенно сделает своих подданных такими, как он. Каждый человек — потомок древнейшего рода королей. Но совсем немногие несут печать своего происхождения.
Барон Фридрих фон Гарденберг (Новалис)
«Фрагменты»