«Прометей» (2012)

 

«Прометей» - это фантастический фильм, вводящий зрителей во Вселенную Чужих и объясняющий, кто создал столь совершенное биологическое оружие для уничтожения людского рода. Снятый в 2012 году британским режиссёром Ридли Скоттом. «Прометей» является фактическим приквелом к серии картин, главной темой которых является борьба с Чужими - отвратительными и трудноубиваемыми созданиями, но при этом является по сути самостоятельным произведением, поскольку акцент смещается в сторону взаимодействия землян с загадочной расой Создателей или Инженеров (Engineers в оригинале), их поиску и раскрытию загадок, чему уделяется большая часть экранного времени. 



В начале картины действие происходит на необитаемой планете, напоминающей Землю, с только-только сформированной земной поверхностью в виде долин, быстротечных рек, гор и водопадов. Один из расы Создателей желает заселить новорождённую землю, дать ей жизнь, являясь при этом еретиком, отступником для своего вида, Прометеем, крадущим огонь у богов, чтобы принести его людям. Он выпивает напиток, разрушающий его тело на молекулярные частицы, которые уносятся рекой и приводят к зарождению жизни. Дальше следуют сотни миллионов и миллиарды лет эволюции, приводящие к созданию развитой земной цивилизации конца 21-го столетия. Археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй исследуя наскальные рисунки, находят изображения инопланетных существ, время от времени посещавших Землю в отдалённые эпохи и сопоставляя аналогичные изображения, найденные по всей планете, приходят к открытию, позволяющему установить точные координаты предполагаемого местонахождения Инженеров на планете-спутнике газового гиганта в системе Дзеты Сетки. Туда направляется научно-исследовательская экспедиция, пребывающая после двухлетнего полёта на место назначение. Экипаж, включающих себя, помимо остальных, Элизабет Шоу (её играет Нуми Рапас - шведская актриса наполовину цыганского происхождения), женщину-руководителя Мэридит Виккерс (Шарлиз Тэрон), нордичного робота Дэвида (Майкл Фассбендер), вынашивающего какие-то тайные замыслы. В закрытой секции находится пожилой, находящийся на грани смерти руководитель корпорации «Вейланд Индастриз» Питер Вейланд, создатель андроида, которого все считают умершим, мечтающий найти на этой планете секрет вечной молодости. Однако после приземления земляне сталкиваются с неожиданными вирусами, а двое заплутавших в лабиринте археологов сталиваются с личинками Чужих, мгновенно нашедшими своё пристанище в теле одного из них. Вскоре на космическом корабле появляется инородное создание, которое с трудом удаётся сдерживать зажимами. Учёные выясняют, что на самом деле найденный ими лабиринт - это громадный космический корабль Создателей и им удаётся найти единственного живого представителя расы Инженеров, который вначале вступает в диалог, но убедившись, что вернувшие его из анабиоза существа являются землянами, нападает на них и начинает активацию космического корабля, с целью доставить на Землю груз смертельно опасных искуственных созданий - Чужих. Однако героический негр, капитан научно-исследовательского судна землян, направляет свою машину в разгоняющийся корабль гуманоидов, сбивает его, что приводит к гибели руководительницы экспедиции Мэридит Виккерс (Шарлиз Тэрон). Элизабет Шоу остаётся в живых, она забирает с собой оставшуюся часть андроида Дэвида - его говорящую голову и стартует к планете, являющююся родной для расы Создателей, на борту спасательной капсулы, в то время как сам Создатель погибает в поединке с Чужим, разросшимся до жутких размеров. Последние кадры являются прологом к картине «Чужой: Завет», где фигурируют археолог Элизабет Шоу и злобный андроид Дэвид, решивший истребить человечество при помощи Чужих, став творцом новой расы, но всё-таки «Чужой: Завет» намного ближе к обычным фильмам из серии про Алиенов.



Чем интересен этот фильм? Во-первых, это научно-фантастическая картина, которая походит на ожившие образы из произведений Лавкрафта, особенно «Хребты Безумия» близки по своей сюжетной канве к фильму Ридли Скотта «Прометей»: если перенести действие повести Лавкрафта на другую планету, рассматривать Инженеров как Старцев, а Чужих в качестве шаготтов, получится почти полное совпадение. Сюжет «Прометея» содержит изрядную примесь философского и религиозного подтекста, тут и творение человеческой расы внеземными пришельцами, и восстание против творца, известный в литературе мотив Франкенштейна или история Голема, когда созданное существо восстает против того, кто его породил и его убивает. Создатели рассматривают землян как конкурентов, как свою неудачную копию и поэтому ненавидят, для чего и создают совершенное биологическое оружие, Чужих, восстающее против творцов. У землян ту же историю олицетворяет Дэвид, втайне вынашивающий идею уничтожения гуманоидов и замену их тупыми тварями, которыми являются Чужие, которыми он надеяться руководить (этот сюжет будет полностью раскрыт в картине «Чужой: Завет»), надеясь обрести для себя чуть ли не божественный статус. Фильм выдержан в эстетике, близкой эзотерическому гитлеризму. Во всяком случае, Создатели являются предками именно белой расы и имеют в своём облике нордические черты - высокий рост, белый цвет кожи и узкий череп. Их язык, реконструированный роботом Дэвидом, является протоиндоевропейским. Из картины был вырезан ответ на вопрос, который андроид задал Создателю по просьбе своего творца Питера Вейланда - «Я сказал ему, что вы хотите жить вечно. Он спросил, зачем», «Что этот человек сделал такого великого, чтобы получить больше жизни?!».

Другими словами, Создатели демонстрируют арийское мировоззрение, поскольку верят в круговорот жизни и смерти, а не какое-либо вечное, статичное состояние. К сожалению, в нескольких местах автор отдал должное современной толерантности: например, главные отрицательные персонажи картины, это белая Мэридит Виккерс и белый по облику андроид Дэвид, а положительные персонажи конечно же полукровка Нуми Рапас сомнительного происхождения и чернокожий капитан космического корабля землян, сбивающий космический аппарат Создателей. Несмотря на эти погрешности, фильм является внушительным, эпичным, приятным для просмотра. В нём есть мотив антиутопии, ведь основная идея картины - творцы цивилизации гибнут от своих порождений, в общем-то, перекликается с такой пессимистической книгой как «Опыт о неравенстве человеческих рас» - творцы цивилизации-арийцы, главные персонажи которой, смешиваясь с иными расами, обречены на гибель согласно логике Гобино (если они не предпримут усилия по сохранению своей популяции). Загадочные тайны космоса, которые хранят в себе много зловещего и чуждого, приоткрываются немного благодаря картине Ридли Скотта «Прометей».

читайте также

  • Иван Васильевич меняет профессию (1973) 

    Возвращаясь сразу к двум темам уже рецензированных нами фильмов: этот советский комедийный фильм на лад французских «Пришельцев» (*), снятый…

  • «Пришельцы» (1993)

      Когда-то ещё на самом первом ресурсе эта короткая рецензия была первой в последующей череде обзоров на кинематограф. Сегодня мы вновь публикуем…

  • Костяной Томагавк (2015)

    С недавних пор аутентичный американский фильмовый жанр «Вестерн» обрел свою вторую жизнь в Голливуде. С одной стороны, возврат к своим традициям…