«Красный Дракон» (2002) 



Двадцатый век… Ещё бездомней, 
Ещё страшнее жизни мгла 
Ещё чернее и огромней 
Тень Люциферова крыла... 

Апокалиптические настроения, подобные тем, что были выражены Блоком в его поэме «Возмездие», охватывают зрителя и при просмотре картины «Красный Дракон», вышедшей на экраны в 2002 году и являющейся приквелом (предисловием или прологом) к истории «Молчания Ягнят» и прочим картинам из серии про Ганнибала Лектера. «Красный Дракон» - экранизация романа Роберта Харриса, автора бестселлеров, создавшего образ Лектера и подарившего ему путёвку в жизнь, однако в этом фильме вовсе не Лектеру отведена главная роль. Главным злодеем является маньяк, имеющий дефекты внешности и прозванный газетчиками «Зубной Феей», основным положительным персонажем, ведущим опасную игру с преступником - светловолосый агент ФБР Уилл Грем в исполнении Эдварда Нортона. Доктор Лектер, роль которого стала звёздным часом в карьере Энтони Хопкинса, был разоблачён вкрадчивым фэбээровским агентом в начале картины и к началу основного действия пребывает в тюремной психиатрической больнице, где отбывает не первый год своего пожизненного заключения. Он лишь консультирует следствие, зашедшее в очередной тупик, анализируя действия преступника и подавая расплывчатые намёки. 

 



В основе картины, а также и самого романа, лежит история реального маньяка, действовавшего под псевдонимом «BTK», «Bind, Torture, Kill» («Свяжи, Пытай, Убей»), под которым скрывался примерный семьянин и ветеран войны во Вьетнаме Деннис Линн Рейдер. Маньяк из города Уичито однажды устроил резню семье латиноамериканцев. Кроме того, забираясь к своим будущим жертвам, благодаря армейской подготовке он не оставлял следов, убивал домашних животных и перерезал телефонные провода. Однако Рейдер действовал лишь ради удовлетворения собственных прихотей, тогда как мотивы Френсиса Долархайда, маньяка, орудующего в картине, имеют намного более глубокие основания. Его сознание порабощено образом Красного Дракона, библейского монстра, предвестника Апокалипсиса, в том виде, каким он был изображён на картине английского художника Уильяма Блейка «Красный Дракон и Жена, Облачённая в Солнце». «Красный Дракон» является иллюстрацией к словам из Откровения Иоанна Богослова, это символ хаоса, инфернальных, чудовищных тёмных сил, которые ждут своего часа, чтобы приступить к разрушению и привести этот мир к неизбежному разложению и упадку. Уподобиться ему, став живым воплощением божества, внушающего благоговейный ужас, эта мысль настойчиво преследует Доллархайда в исполнении Рэйфа Файнса, блистательного английского актёра с холодной сталью в глазах, становится его навязчивой идеей. 

Вдохновляясь картиной Блейка, Доллархайд решает, что ему предстоит совершить перерождение в этом качестве, поднявшись на вершины власти и совершив возмездие за многократные унижения и непонимание со стороны других людей. Он делает на спине татуировку с контурами картины и начинает убивать целые семьи, принося их в жертву Дракону, который становится всё более алчным и требовательным внутри него. Отсюда убийства, зеркала в глазах убитых, болезненное внимание к своей персоне и... жажда новых расправ (ведь от мысли быть богом не откажешься, утверждает персонаж Эдварда Нортона). Насилие, по сути дела, является отчаянной попыткой простого смертного преодолеть свои слабости и ограничения и возродиться в качестве сверхчеловека, Übermensch, зверя из бездны, ведь перед этой целью жизни людей, живущих счастливой семейной жизнью на тихих усадебных участках, ничего не значат, более того, ему нужна их жизненная сила, чтобы завершить процесс перерождения. Убийства происходят в полнолуние и до следующей расправы остаётся лишь три недели и потому Уилл Грем со своей командой работает на износ, погружаясь в болезненный внутренний мир маньяка и набираясь мудрости у злого гения Ганнибала Лектера, не подозревая, что объектом следующей атаки должна стать его собственная семья... 

Отношения между Гремом и Ганнибалом, Гремом и Доллархайдом, Доллархайдом и Лектером, посылающим своему подражателю и ученику тайные послания из своей клетки, напоминают зловещий мистический танец, вращение по кругу, в ритме неторопливой музыки, звучащей в начале картины. На этом фоне нам успевают раскрыть истинные причины бесчеловечного поведения маньяка: в лучших традициях психоанализа, создатели картины считают причиной его одержимости и душевной болезни жестокое обращение с преступником в раннем детстве. Более того, нам пытаются продемонстрировать его лучшие человеческие качества, которые раскрываются в отношениях со слепой девушкой Ребой МакКлейн, сотрудницей фирмы видеозаписи, где и работает Доллархайд. Отношения между Файнсом-маньяком и испытывающей к нему влечение женщиной, в исполнении Эмили Уотсон (очередная вариация на тему «красавицы и чудовища»), являются оригинальной находкой и безусловным украшением картины. 

 



Кульминационным моментом картины является заключительный фрагмент, в котором «Зубная Фея» наведывается в дом преследователя - Грема и его семьи. Агент выходит победителем из схватки и, раненый, сам тяжело ранит своего противника, однако последний и решающий удар наносит его жена Молли: жена, облечённая в солнце, побеждает Дракона и хрупкая женщина убивает безжалостного маньяка. 
Этот фильм - зрелищный, пугающий и динамичный, возможно, единственный, который достоин внимания среди всей серии про Ганнибала (любопытно, что фильм, представляющий собой достойный психологический триллер, не получил высоких наград от различных киноакадемий, являющихся частью ZOG-системы, что лишний раз свидетельствует о его силе и качестве). Он учит тому, что зло нельзя изъять полностью из человеческой натуры, в каждом из нас - в застенчивом калеке, в обаятельном профессоре и даже в невинной девушке скрываются опасные скрытые инстинкты и качества, которые нельзя уничтожить, можно лишь привязать к себе, облагородить, проконтролировать, поставить к себе на службу. Даже агент ФБР, наделённый чутьём и пониманием психологии преступника, имеет нечто общее с маньяком, прежде всего - способность поставить себя на место одержимого безумца, понять его логику, мысленно став таким, как он («без воображения мы были бы частью тупого стада», как говорит Ганнибал). 

В этом фильме преступники имеют своё величие, герои - серьёзные недостатки. Поэтому «Красный Дракон» производит сильное эмоциональное впечатление при просмотре и оставляет глубой отпечаток в душе каждого зрителя и остаётся в памяти вместе с прощальными словами преступного гения: «Мы живем в скучное время: ни лютости, ни мудрости. Полумера — наше проклятие. Всякое разумное общество убило бы меня или приставило к делу. Тебе снятся сны, Уилл? Я часто о тебе думаю. Твой давний друг Ганнибал Лектер»... 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…