Тор - защитник людей



Старшего сына Одина и земной богини Ёрд аса Тора, зовущегося Донаром в мифологии "континентальных" немцев - проживающих вдоль Рейна - с уверенностью можно назвать одним из наиболее важных персонажей древнегерманской и скандинавской мифологии и возрождённого язычества.Легко заметить даже на первый взгляд, что Тор дублирует основные функции Одина, являясь богом грозы, классическим Громовником индоевропейских традиций и богом войны, чья жизнь проходит, как правило в странствиях на восток и обратно в Асгард и в яростных схватках с великанами. Таким образом, Тор, как истинный сын Одина, продолжает путь своего отца, преумножая наследие своего рода и защищает границы Асгарда, прикрывая в то же самое время и мир людей от грозящей опасности (Мидгард и Асгард в представлении древних германцев расположены на одной оси и неразрывно связаны друг с другом). Имя Тора содержит в себе намёк на верность (Treue) и поэтому он считается воплощением верности данному обещанию, как и персидский Митра и мужественной стойкости, свойственной нордическим воинам. Одно из второстепенных имён Тора означает Защитник Людей, то есть аса, которому преимущественно принадлежит эта функция. Также он несёт в себе образ небесного божества, заключающего брачный союз с богиней - воплощением земли. 

Тор встречается в большинстве мифов, повествующих о священной истории асов и ванов, известных нам из Младшей и Старшей Эдды. Он получил свой молот Мьёлльнир, бьющий без промаха и всегда возвращающийся в руку, которой был брошен, от карлика Брокка, когда Локи пытался загладить свою вину перед Тором, за то, что срезал волосы Сиф (вместе с молотом Тор стал владельцем пояса, удваивающего его силу и перчаток, без которых молот было невозможно держать - тот был слишком горяч). Этим молотом Тор разбил череп Хругнира и многих других великанов, сделанных из камня или изо льда (это позволило Варгу Викернесу предположить в книге "Скандинавская мифология и мировоззрение", что Тор по сути своей - это планета Юпитер, за счёт своей силы тяготения оберегающая Землю от астероидов из дальнего космоса, притягивающая их к себе и разрывающая на куски; кроме того, газовый гигант Юпитер имеет оранжевый окрас, что делает его ещё более похожим на рыжего сына Одина). Молот Тора был однажды похищен королём турсов Трюмом, желавшим получить выкуп - Фрейю в качестве супруги. Асатору пришлось надеть свадебный наряд, сделавший его отдалённо похожим на Фрейю, а Локи прикинулся служанкой. Естественно, что Тор раздробил Трюма на мелкие кусочки, как только его молот вновь оказался в его руках. Наконец, ещё одним известнейшим мифом с участием Тора и Локи является их путешествие в Утгард, страну великанов, на колеснице Тора, запряженной козлами, и в сопровождении его слуг - Тьяльфи и Рёсквы. Во время этого путешествия Тору и его спутникам пришлось, например, ночевать в рукавице великана Скрюмира, а находясь в гостях у короля великанов Утгардалоки, состязаться в беге, еде и питье и силовых упражнениях. На удивление, Тор не смог выпить поданный ему йотунами кубок, Локи не смог обставить великана в еде, а позднее Асатор не смог поднять крупную серую кошку, справившись только с одной её лапой. Также Тор проиграл в борьбе древней старухе, названной матерью короля. Как оказалось, Локи состязался в мясоедении с огнём, кубок Тора был протянут к морю, кошка была мировым змеем Мидгардсормом, а старуха, как можно догадаться, это старуха Хель, старость и смерть. Таким образом, путешествие, казавшееся провальным, явилось одним из самых прославленных деяний асов. 

Тор присутствует не только в светлых сказаниях, где асам сопутствует удача, но и в самых мрачных из них, на которых лежит тень Рагнарёка и гибели богов. Он присутствует на пиру у Эгира во время "Перебранки Локи", он убивает хримтурса, построившего стены вокруг Асгарда, что тоже навлекло несчастье на всех асов. Наконец, в последней битве он убивает Мирового змея и сам падает, отравленный его ядом. Наследниками Тора становятся его сыновья, Магни и Моди, также как наследниками Одина - Видар и Вали. Так что слава великого аса не увядает даже после его гибели, сыновья становятся продолжателями его дела, как он сам был продолжателем и последователем Всеотца Вотана. 

Образ Тора-Донара далеко ещё не раскрыт и недостаточно изучен в современной науке и сравнительной мифологии. Например, можно сказать, что деревом, посвящённым Тору, был дуб, день недели - четверг, животными козел или баран и медведь, что делает Тора причастным к культу берсерков, воинов в медвежьей шкуре, неистовая ярость Тора очень напоминает священное безумие берсерка. И сегодня ещё Тор остаётся одним из самых популярных божеств северогерманского пантеона. Молот Тора является символом западного язычества и используется при заключении браков согласно традиции Асатру. Таким образом, благородный Ас остаётся верным своим последователям как Защитник Людей, как и следует из его имени.
 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…