Нежеголь - От Сердца к Солнцу (2005)
- 22.08.2017 13:39
- 3364
Многогранный проект "Нежеголь" не имеет повторений в своих альбомах, и первая "альбомная" запись, хоть и звучащая по нынешним меркам как демо, стала знаковой в развитии проекта, толкнув к новым экспериментам и главное - к участию в М8Л8ТХ на правах полноценного члена команды.
Вместо рецензии на первую полноценную работу проекта, предлагаем вашему вниманию обзор на "Нежеголь" от Светоизвлечения :
Славянский языческий металл, красочный, ёмкий и, в целом, прекрасный поначалу, достаточно быстро выродился и дискредитировал себя как жанр. На бренде pagan metal «выехало» множество посредственных, а зачастую откровенно бесталанных групп, исказивших до неузнаваемости саму идею жанра и в конце концов погубивших некогда доброе имя явления собственной ничтожностью. В результате многие команды, настроенные на несение истинно языческих ценностей и не пожелавшие ассоциироваться с новым «значением» pagan metal, сменили жанровое определение на heathen metal.
Группа Нежеголь с самого начала взяла курс на создание именно heathen metal. Потренировавшись на двух невзрачных демо, группа выработала собственное неповторимое звучание, одновременно насыщенное и аскетичное, несомненно языческое и вместе с тем максимально удалённое от «языческого металла», выдержанное и оттого в высшей степени атмосферное. Вероятно, не в последнюю очередь тончайшая гармония была достигнута за счёт специфики состава: Нежеголь изначально была группой одного человека, и все грани музыки создавались и сводились воедино им же, автором проекта Александром.
Первые выпущенные альбомы «От Сердца К Солнцу» (2005) и «Маршем Грома в Парад Осенних Ночей» (2006) оказались крайне удачными. Цельностью обладал не только каждый отдельный трек, но и составленные ими композиции, производящие, несмотря на мелкие технические огрехи, самые положительные впечатления. Первые альбомы трудно назвать зрелыми, полностью сформировавшимися работами, но именно своей молодостью, порой наивной, порой открытой для сказки, они во многом и прекрасны. Главное же в этих альбомах то, что они заложили основы непередаваемой атмосферы звучания Нежеголи.
В деле погружения слушателя в пространство звучащей музыки Нежеголь может дать фору многим ambient-проектам. В независимости от времени года и суток, от стоящей на дворе погоды, собственного местоположения в реальности и прочих теряющих значение обстоятельств, закрывший глаза и отворивший восприятие слушатель получает возможность переместиться в таинственный, невероятный и одновременно сверхреальный языческий мир, создаваемый музыкой Нежеголь. И что бы ни происходило в этом мире, куда бы ни закинула его музыка: в сырой мрак осенней ночи или непроглядный туман просыпающегося леса, в берёзовый край русской равнины или в суровую ледяную пустыню сакрального Севера, в пекло битвы с рассекающей вражью орду сталью в руке или в глубины пылающего сердца Ищущего Туле, - открывшийся музыке слушатель получает ни с чем не сравнимое ощущение причастности – не только к сказочно красивым, мистическим пространствам, но и к самой Великой трансцендентной Идее.
Языческая поэзия Александра красотой создаваемых образов и глубиной смысла резко выделяется на фоне типичной pagan metal-лирики. В ней нет пресловутого «долбославия» и лубка, нет китчевых «ой-люлей» и «родноверческого» наива. Лирика Нежеголи выдержана и грамотна, и веет от неё истинно варварским духом изначальной Руси – страны сурового климата и суровых нравов, - причём исходит это веяние с Севера. Что характерно, из альбома в альбом традиция Севера начинает обретать всё большее значение, пока в конце концов поэзия не преобразовалась в скальдику, и скандинавское язычество, эддические сюжеты, а вместе с ними и тема борьбы расы за выживание не вышли вперёд всех прочих мотивов.
Мировоззренческая, а вместе с тем и идеологическая позиции Нежеголи начали ужесточаться с альбома «Копится Ярость» (2007). Этот знаковый, наиболее антихристианский в дискографии группы альбом стал переломным: после него мотивы борьбы с демиургом стали озвучиваться реже (как сами собой разумеющиеся), и гораздо большее внимание начало уделяться внутреннему поиску того, что было утрачено с приходом его культа. Дух сказки, присущий ранним работам, безвозвратно вытеснялся зрелым, более глубоким осмыслением сути язычества, традиции и архетипов.
Триумфом устремления на Север стал четвёртый альбом «Истоки» (2009). С ним группа вышла на качественно новый уровень: он объективно совершеннее ранних записей во всём, от общей зрелости, глубины лирики и невероятной целостности атмосферы до чисто технического совершенствования музыки. Нордический холод не только звучания, но самого духа альбома, служит превосходной мотивацией для грамотного и последовательного восприятия посыла. С выходом альбома «Истоки», на долгое время ставшего промежуточной вершиной творчества Нежеголи, группа торжественно выступила на первую линию русского языческого фронта – увы, не снискав в полной мере заслуженного признания.
После длительной паузы, затянутой по вине издателя, вышел сплит Нежеголи и М8Л8ТХ «WotanJugend» (2011). С легендой русского NSBM и её лидером, в ту пору томившимся в неволе, Александра связывала давняя дружба. Ранее лидер Нежеголи успел поучаствовать в записи альбома «Непоколебимая Вера» (2009), блистательно исполнив партии чистого вокала в двух песнях, в т.ч. в ныне культовой «Родный Мой Край». На сплите, где от Нежеголи были представлены четыре песни с первых альбомов, музыканты М8Л8ТХ в некотором роде отплатили Александру, исполнив все партии, кроме непосредственно вокала. В результате старые песни обрели неожиданное, весьма динамичное и боевое звучание. Невозможно обделить вниманием и совместный трек – кавер на Сокиру Перуна «Мы с Тобою, Брат!», выдержанный в стиле RAC, совершенно не характерном для обеих групп, и тем не менее получившийся весьма удачным. В целом же, релиз ощутимо поспособствовал расширению популярности Нежеголи, и во всех планах пошёл группе на пользу.
Также, как и сплит, новый альбом Нежеголи долгое время не мог увидеть свет по вине безответственного португальского издателя: задержка растянулась почти на целый год. Было известно, что новый альбом будет называться «Асгарда Рейд» - созвучно с культовым EP «Asgarsrei» отцов NSBM Absurd, - два шедевральных трека «Гневом Высокого» и «Где На Камнях Растут Деревья» были выложены в сеть для ознакомления, восторгая собой и распаляя ожидания фанатов. В результате насквозь осенний альбом увидел свет весной 2012 года, но неподходящий сезон не затмил дух шедевральной работы: в сердцах истинных ценителей Нежеголи произошёл обратный процесс.
«Асгарда Рейд» превзошёл все мыслимые и немыслимые ожидания. Его мощнейшая энергетика, эпичность, трагизм и высота делают недостаточными любые слова, призванные его воспеть. Боль и отчаяние Героя погибающей на глазах Белой Расы сменяются величественными мотивами Дикой Охоты, и в конце концов на смену величайшему упадку обещает придти триумфальное возрождение, расцвет пробившегося сквозь камень ростка. Лирика альбома, написанная в этот раз не только Александром, но и Алексеем из М8Л8ТХ (плюс одна песня, «Вечная Земля Под Нашими Ногами, была написана A.Less – человеком из круга WotanJugend), мощью и глубиной своей сравнима разве что с творчеством великого Кальдрада Бранислава. Музыка в этот раз отличилась не только неизменно аутентичностью атмосферы и богатством композиции, но и полным отсутствием былых технических недочётов (вроде невыразительных ударных). В результате «Асгарда Рейд» стал не просто триумфом творчества Нежеголи, но и одним из знаковых релизов правой металлической сцены за последние годы, благодаря которому Нежеголь завоевала достаточно широкое признание.
Помимо работы над Нежеголью, Александр также является автором ambient-проекта Orchid (прим. для знакомства с которым может подойти альбом «Весть минувшего», 2010). Кроме того, после возобновления концертной деятельности М8Л8ТХ он неоднократно выступал на бэк-вокале, а после анонса нового альбома дивизии, «Сага о Чёрном Марше», последовало заявление о том, что Александр является полноправным участником М8Л8ТХ. Таким образом, составы обеих флагманских команд братства WotanJugend официально пересеклись. Остаётся лишь надеяться, что это в высшей степени последовательное и логичное сотрудничество не подведёт черту под основным проектом Александра.
Группа Нежеголь проделала поистине триумфальный путь из безвестности к славе, непрерывно совершенствуясь, ища прежде всего не новых музыкальных выражений, не признания, а истинную суть, утерянную божественную мудрость. Избегая хоженых путей, своими творческими достижениями группа смогла приблизиться к великим, не используя их приёмы, не копируя звучание проектов Кальдрада, Темнозори или кого-то ещё. И пускай на выходе музыка Нежеголи не столь ортодоксальна – что смущает некоторых педантов от black metal, - главное, что Александр умудряется нести великий, мощнейший посыл одновременно нетривиальным, высоким и вместе с тем приемлемым для восприятия образом, множа ряды сторонников и прокладывая им путь к постижению всего направления.