Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть II

 

Продолжение. Начало читайте здесь


Орудия Труда и Художественные Инструменты

 

Обработка металла, кожи, шерсти, глины производится с помощю рукотворных орудий труда и художественных инструментов. Правильное обращение с сырой материей предполагает знание инструментов которымим она формируется, и готовность использовать их в согласии с её природой. Формоопределяющие качества тех или иных орудий человеческого труда подчиняются природным, физическим законам, но действуют по образу соответствующих им "макрокосмических орудий". В связи с этим следует напомнить, что в символических системах самых разных мифологий, инструменты часто отождествляется с божественными атрибутами участвующими в различных космогонических действиях. Это объясняет то первостепенное значение, которым наделяется передача орудий труда от мастера к новицию в ходе обрядовых действий посвящения в ремесло. Можно сказать, что отождествляемый с божественным атрибутом художественный инструмент представляет собой нечто большее, чем сам художник, так как определяет специфику его дальнейшей ремесленничеслой деятельности и соответствующее ему космогоническое значение.

Так, к примеру, основные инструменты скульптора, молоток и долото применяются по образу космических сил созидания, которые преобразовывают первичнную материю, здесь представленую неотёсанным камнем. Режущий инструмент или орудие моделирования всегда выступает как агент мужского начала, который определяет бесформенную материю тождественную женскому началу. Долото, в свою очередь, соответствует принципу разума, различия, разграничения, определения; активное по отношению к каменной породе, оно становится пассивным если рассматривать его в паре с молотком, реакцией на чей первичный "импульс" он является. Итак, долото символизирует усилие разума, а молотх - духовную волю, которая устремляет к познанию и побуждает к действию.

 

Значение и Восприятие

 

Итак, в Традиционном обществе сакральное искусство представляет собой совокупность изобразительных искусств и ремесленных практик соответствующих как экзотерическим, так и эзотерическим проявлениям Традиции. Иными словами, произведения сакрального искусства находят применение в быту, религиозной жизни и тайных учениях. Потому, сакральное искусство полисемично и предполагает наличие нескольких восходящих уровней значения - иерархию смыслов.

Степень восприимчивости к мистическому содержанию предметов сакрального искусства определяет уровень развития созерцательного интеллекта. Созерцательный интеллект можно определить как способность умозрительно воспроизводить сверхъестественную реальность, сущностный модус бытия, подчинённые форме архетипы. В отличие от практического или деятельного интеллекта, нацеленного на принятие решение и действие в настоящем, умозрение может обитать в прошлом и будущем, в безвременье, в иерофанической реальности Мифа. Развитость созерцательного интеллекта не в последнюю очередь зависит от степени посвящения индивида. Таким образом, во всей своей полноте и глубине произведение сакрального искусства предстаёт перед духовной элитой, представителями жреческого сословия, членами Традиционного общества достигшими наивысшего уровня инициации. И всё же, целью искусства Традиции является как вдохновение духовных элит на глубокие мистические переживания, так и пробуждение смиренного благочестия мирян. Относительная универсальность сакрального искусства основывается на разнообразии транслируемых им низкочастотных импульсов, от космических эманаций до обычного психо-эмотивного воздействия на зрителя.

Более того, вопрос практической эффективности сакральных артефактов актуален для всех сословий Традиционного общества. Так, например, в почитании с устными заговорами мастера узорочья на обрядовых атрибутах, оружии и инструментах быта были призваны усилить тотемические влияния на действенность этих предметов и ману  его обладателя. Под действием подобных художественных средств булава становилось смертоноснее, а клинок острее; жилище лучше сохраняло тепло, а молоко в крынке не кисло; жреческий посох сливается с Aхis Mundi, а жертвенник возносился выше к небесной обители Божеств. Одним словом, изобразительные техники сакрального искусства направлены на активизацию магической силы являющейся подспорьем не только для радений и обрядовых действий, но и для повышения действенности артефактов любого характера и назначения.

Нужно сказать, что ответственность за активизацию созерцательного интеллекта частично лежит и на самих художниках. Напомним, что истинно-сакральное искусство рождается из недр Традиции, а не человеческих страстей. Для единения с божественной реальностью во время творческого процесса Мастер-инициат добивается состояния абсолютной благодати посредству радений. Находясь в трансовом состоянии, художник устанавливает связь с трансцендентным архетипом воспроизводимого им предмета, действия или личности и заставляет материю принять форму наиболее приближенную к своему архетипу. Поэтому, любые недостатки конечного артефакта указывают на недостатки в духовном развитии Мастера. В свою очередь, чем критичнее недочёты и неточности допущенные художником, тем сложнее восприятие его произведения посредству созерцательного интеллекта.

 

Заключениe

 

Определение и оценка искусства как явления - предмет непрекращающихся дискуссий. И всё же, в условиях всечеловеческого духовного упадка, большинсто каноничных взглядов на значение и предназначение искусства подчинены общему ценностно-нормативному знаменателю, определяющему вектор развития современных культурологических дискурсов.

В эпоху Возрождения, искусство начинает осознаваться как самоценная, свободная от утилитарных целей область человеческого творчества, призванного отобразить и преобразить вещественную действительность предстающую художнику посредством чувственного восприятия. Предмет, содержание, а так же формальные и стилистические характеристики искусства в эпоху гуманизма и точных наук всецело зависят от прихоти отдельных творческих личностей и властвующих особ, а так же тенденций зарождающегося рынка художественных изделий.

Постепенно, и сугубо-эстетические устремления художников отходят на второй план. Демократизация знания и общественных структур приводит к тому, что прекрасное перестаёт быть обязательным и единственным предметом искусства, а необходимость в смысловом содержании художественных образов уступает место феноменологической эффективности. Таким образом, искусство авангарда и модернизма в борьбе с академическими способами построения художественного произведения ограничивает инвентарь изобразительных средств до самых грубых окулярных раздражителей - цвет, линия и форма.

Падение последнего бастиона Традиции в Мировой Войне, знаменует ещё большее творческое оскуднение. Всецело поглощённое бездушной материей искусство слепо и компульсивно взаимодействует с человеческой телесностью в пространстве. Типичное искусство эпохи постмодерна предстаёт в виде противоречивых гибридных инсталляций из нерукотворных, конвейерных составляющих. Искорёженное агонической судорогой, оно не раскрывает божественную природу вещей и не освещает ритуальных действий, а настойчиво требует тактильного контакта и эмпатии.

 

Однако, имманентный характер Традиции пребывающей в чистых духом, благородных сердцем и сильных телом позволяет ей проявлять себя и в самый тёмный из веков. Твоей задачей, Читатель, является выявление тех синкретических форм деятельности, что соединяют в себе труд и магическое действие, художественных произведений тяготеющих к сверхчеловеческому и устремлённых в вечность, и демиургов животворящих иерофании. Мы надеемся, что этот краткий теоретический очерк призванный ознакомить тебя с основополагающими принципами Сакрального Искусства станет отправной точкой для обогащения твоего реакционного мировоззрения посредством ритуалов, форм и смыслов вдохновлённых Традицией.

читайте также

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Приказ казачьим войскам от Краснова

      Каждому Национал-Социалисту доводилось слышать назойливое роптание, вызванное особой ролью занимаемой Адольфом Гитлером в движении на пути к Белому…

  • Юлиус Эвола. Второй человек и его Активный реализм.

    Среди многочисленных терминов и эпитетов, описывающих бытие Второго «Аполлонического» человека, рыцарского «Knecht» Иоганна Таулера,…