С широко закрытыми глазами (1999)

 

 

Прежде чем делать обзор на один из самых мистических фильмов всего XX века, следует сразу уточнить, что мысли, изложенные здесь, фактически являются переводом на русский язык статьи анонимного английского автора - «The Hidden (And Not So Hidden) Messages in Stanley Kubrick’s “Eyes Wide Shut”», опубликованной в нескольких частях на весьма одиозном конспирологическом ресурсе «The Vigilant Citizen». Несмотря на общую сумасшедшую концепцию публикуемых там материалов и всего маргинального дискурса большинства современных конспирологов, это именно тот случай, когда пронзительный взгляд автора позволяет шире понять многогранный масштаб этой великолепной картины. Впрочем, в силу многих факторов, таких как имя самого режиссера, Adult составляющей фильма и, соответственно, выставленный высокий возрастной рейтинг, его просмотр рекомендуется лишь определенному кругу лиц, достигшего не только половой, но и интеллектуальной зрелости. 

В действительности, «Eyes Wide Shut» не представляет собой ничего общего с тем, как эту картину подают в её коротких рецензиях и описаниях: этот фильм вовсе не об отношениях мужчины и женщины в мещанском браке (как в фильме «American Beauty» того же года), не о половых девиациях и изощрениях первертов, да и самой экранной эротики в нем, фактически, нет. Поэтому массовый зритель, увлеченный рамками подаваемого ему жанра, останется почти что разочарован, и потому этот фильм нашел отклик, прежде всего, в интеллектуальных кругах, оставив за бортом интереса всех недалеких прохвостов. Более того, несмотря на то, что сам сюжет был взят из книги «Новелла о снах» (унылой еврейской беллетристики), это очередной пример того, насколько хорошо можно экранизировать общий сюжет из незаурядной книги и затмить рядовую писанину. 

Автор (здесь и далее - англоязычный автор оригинальной статьи) замечает, что лишь спустя много лет, повторный просмотр фильма позволил ему найти и понять всю символическую мощь этой картины. «И тогда этот фильм просто взорвал мой мозг» - говорит он. 

Итак, «Eyes Wide Shut» - это не картина о простых взаимоотношениях людей друг с другом, но картина о скрытых силах, которые выстраивают многогранное взаимодействие между людьми на примере брака. Но ещё более важно, что эта картина о тайной группе - секретной элите, которая «правит современным миром», направляя взаимоотношение людей в эзотерическом и оккультном ключе. 

В основе сюжета лежит период «холодных» отношений в браке персонажей в исполнении Тома Круза и Николь Кидман. Героя Тома Круза зовут доктор Билл, что очень похоже на «Доллар Билл» - «долларовая банкнота» (dr. Bill - Dollar Bill). Билл принадлежит к высшему обществу Нью-Йорка, но не является частью элиты. Фактически, Билл напрямую обслуживает эту элиту, будучи высококвалифицированным доктором и имея к ней «видимый» доступ. Деньги для него - лишь средство в достижении целей, поэтому он часто разбрасывается ими в разговорах с представителями более низких социальных классов. Что касается героини Кидман - ключевого персонажа картины, отодвинутого специально на второй план повествования, то её имя - Алиса, очевидно, отсылает к детской сказке «Алиса в стране чудес». Эта отсылка становится ясна, когда сама Алиса раз за разом появляется у зеркала, являющегося в обоих случаях неким «порталом» между реальностью альтернативной и существующей. 

В начале картины Алиса и Билл идут на вечеринку к Виктору Зиглеру, одному из богатых пациентов Билла, который принадлежит именно к элите - закулисному еврейскому лобби, управляющего Америкой. Уже здесь Кубриком показываются малозаметные детали, которые приобретут важность уже по ходу сюжета. В доме Зиглера нам повсюду встречается звезда аккадской богини Иштар в форме рождественской декорации. Иштар - богиня плодородия, любви и сексуальности, а сам её культ схож с культом богини Кибелы. В древности посвящение неофитов в адепты их культов происходило через практику оскопления и самоистязания, а празднества и обряды включали оргии и сакральную проституцию. Говоря о античном греческом обществе, следует сказать, что Кибела была не-индоевропейским, не арийским божеством, а восточно-средиземноморским (с очевидным семитским влиянием востока), а её матриархальный культ был распространён среди низших каст и сословий. 

По ходу вечеринки пути Алисы и Билла разойдутся и оба они подвергнутся искушению. Алиса встретит мужчину по имени Сандор Сзавост, который заведет с ней недвусмысленный диалог о цикле дидактических поэм древнеримского поэта Овидия «Наука Любить». Сзавост оказывается не только почитателем античной литературы, ловко демонстрируя зрителю приёмы, которым учит в своих элегиях Овидий, но и частью той самой элиты, с которой зрителю придется столкнуться по ходу сюжета. Его венгерское имя - это отсылка к одному из самых известных сатанистов этого времени - Антону Сзандору Ла-Вею, чьи идеи Кубрик своеобразно интерпретирует в фильме. А тем временем Билл флиртует с двумя моделями, которые говорят ему о том, что хотят его взять с собой «Туда, где заканчивается радуга». Эта фраза - важная деталь в картине. 

В канун рождества «радуга» встречается нам повсеместно: почти в каждой сцене фильма присутствуют рождественские гирлянды, ёлки, светящиеся огни. Магазин, в котором Билл арендует костюм для Маскарада так и называется - «Радуга». И единственное место в фильме, где радуга как олицетворение рождественских огней и атмосферы праздника отсутствует - это дворец Саммертон, в котором проходит собрание и ритуалы оккультного общества. Всё, что касается этого места, резко противоречит «внешнему миру», противопоставляя друг другу две реальности: Одна - та, в которой обычные люди празднуют Рождество под сиянием радужных огней, и Другая - не менее реальная, но сокрытая - «Там, где заканчивается радуга». В этом и есть ключевая отсылка к зеркалу из «Алисы в стране чудес», ибо обитатели первого мира, простые люди не могут попасть в другой мир. 

Итак, когда модели просят Билла пойти с ними, имеется ввиду пойти туда, «где собирается элита и проводит свои ритуалы». Сами же девушки являются частью проводимых ритуалов, и, как утверждает автор, жертвами программы ЦРУ «MK Ultra» по контролю сознания. Таким образом, «перешагнуть за радугу» означает оторваться от одной реальности и внедрить в себя другую личность. Там же, на вечеринке у Зиглера, Билл встречает двух судьбоносных для него персонажей - давнего знакомого ему пианиста Ника Найтингейла и Аманду Каррен. 

Фамилия пианиста - это ни что иное как Соловей, который снабдил Билла (пусть и не по собственному желанию) всей необходимой информацией о следующем собрании оккультного общества. Спонтанно встретившись ночью в одном из баров, в присутствии Билла Нику сообщают по телефону пароль на проводимый ритуал - «Fidelio» (лат. «Верность»), на котором тот должен будет вслепую играть на фортепиано с закрытыми глазами. Fidelio - не только одноименная опера Бетховена, о которой упоминает Ник, но и главная идея самого фильма. В самом сюжете оперы жена идёт на жертву, чтобы спасти от смерти своего мужа, осужденного солдата, восставшего против тирании (как отсылка к жертвам якобинского террора во Франции). Сюжет оперы тесно связан с тем, что будет происходить на самом Маскараде. 

Но прежде чем попасть в дворец Саммертон, Билл отправится в ночную прогулку по Нью-Йорку, терзаемый ревностными мыслями в отношении своей жены. Билл встречает женщин, знакомство с которыми так или иначе служит прелюдией к предстоящему Маскараду, подтверждая их причастность к происходящему там: так, Аманда, узнав Билла на балу, на следующий день умрёт, ещё одна девушка подозрительно пропадёт, заразившись ВИЧ-инфекцией, а несовершеннолетняя дочь владельца того самого магазина «Радуга», поняв зачем Биллу костюм и маска, сразу же помогает ему выбрать нужный наряд. 



Билл попадает на Маскарад, успевая на начало оккультного ритуала, но его действия как неофита, человека, который чужд «потустороннему миру», почти сразу же раскрывают его. Замужняя пара, очевидно, Зиглер и его жена, которых зритель мог видеть в самом начале фильма, подают знак ничего не подозревающему Биллу (они же, судя по всему, и раскроют его личность первосвященнику). Отныне всё происходящее на экране, в том числе и благодаря зловещему музыкальному сопровождению, приобретает эзотерический смысл (исполнение православной литургии на румынском языке с явный «сатанистским» уклоном в стиле Black Metal группы Batushka; таким образом, это «демоническое пение» заменило собой Второй вальс Шостаковича, характеризующий в первой части картины «Радужный мир»). К слову, сам дворец, в котором происходили съемки, принадлежит семье Ротшильдов, а интерьер внутри выполнен в характерном индийском стиле. 

Это должно быть важно, потому что сам ритуал переходит из сферы «сатанистского» в своеобразность «индийской атмосферы», и даже музыкальное сопровождение в оригинальной версии включало в себя чтение Бхагавадгиты. Когда Билл идёт по дому, картина указывает на более важные, но и столь же скрытые части фильма: аспекты тантрической йоги и так называемой «сексуальной магии» учения Алистера Кроули. На самом деле, в качестве объяснения происходящего на экране, для читателя есть весьма примечательная работа Юлиуса Эволы «Йога могущества» (на русский язык перевод выполнен издательством «Тотенбург»). Так или иначе, сам автор утверждает, что идеология Кроули до сих имеет вес в подобных оккультных группах властителей этого мира, и очевидно, что того же мнения был и сам Кубрик. 

Когда личность Билла раскрывают, его спасает от позора девушка, которую он видел в бессознательном состоянии в спальне Зиглера на вечеринке в начале повествования. Сам Зиглер, уже в конце фильма скажет, что Аманда работала проституткой, но внимательный зритель поймет, что это ложь, если ранее обратит внимание на заголовок в газете, которую купит Билл на следующий день после ритуальной ночи: «Ex-beauty queen in hotel drugs overdose». По этой причине, как и с фильмом «Заводной Апельсин» того же Кубрика, в котором используется специфичный сленг, режиссёр запретил дублировать этот фильм на другие языки в иностранном прокате, и поэтому при его просмотре желательно владение английским языком. Если остановить фильм и прочитать эту статью целиком, то выясниться, что Аманда принадлежала к числу топ-моделей, более того, сама формулировка «смерть от передозировки» - самая распространённая версия «самоубийства» публичных людей в наше время, которые были попросту ликвидированы - считает автор статьи. Кстати, сам номер газеты, которую держит Билл, вышел под заголовком «Lucky to be alive», что так же символично. Почему Билл остался в живых? - Очевидно, потому что был первоклассным врачом, необходимость в котором испытывали представители оккультной элиты, лечащиеся у него, такие как Зиглер. Исторически сама профессия врача всегда была в неприкасаемой ценности: как правило, если врач попадал в плен на войне, ему всегда сохраняли жизнь и предлагали перейти на сторону победителей, и даже пираты и разбойники платили пленным врачам прежнее для них жалование. 

Сразу после того, как Билл убедился в смерти Аманды, ему звонит Зиглер и приглашает на встречу. Даже попав на одно из «собраний», Билл не прошел инициацию, а потому Зиглер рекомендует ему забыть всё, что он видел. Сама суть инициации в закрытое сообщество есть символическое жертвоприношение кровью. Поэтому на примере общества «закулисных властителей» Америки нашего времени, становится ясно, что Билл попросту как не-еврей не мог пройти эту инициацию. Зиглер сообщает Биллу, что если бы он и сказал, что за люди скрывались за масками, тогда бы самого Билла уже не было бы в живых. 

Тайные общества, существующие «по ту сторону» радужного плебейского мира - это далеко не всё, чему посвящен этот фильм, в котором многие эти аспекты переплетены между собой. Интересна сама концепция этого кино - «Всего фильма как ритуала» - ритуала, который происходит в голове Билла (а также и в голове Алисы, но это остается за кадром). В основе этого «ритуала» лежит концепция магии, ведущая начало от древних религиозных индийских практик, в которых лежит сила репродуктивной системы - пробуждение Кундалини. Пока на экране в тантрических ритуалах принимают участие жрицы любви и «кто-то другой», сам Билл кажется нам лишь сторонним наблюдателем, не имеющий ко всему происходящему никакого отношения. Но если разобраться с тем, что происходит с самим главным героем на протяжении картины, то становится ясно, что именно он весьма успешно проходит инициацию через «Йогу могущества». 

Кинолента построена вокруг сексуальных отношений: на протяжении фильма есть очевидное нарастание вожделения и похоти, но Билл это успешно контролирует, подчиняя себе «жизненную» силу, которая является основой Тантрической магии. 

Путешествие Билла начинается с чувства ревности, рисующего в его воображении собственную жену в объятиях морского офицера, в последствии разыгранного им до полового акта, но при этом сам Билл при столкновении с множеством девушек по той или иной причине сдерживает себя от измены, хотя у него всегда есть выбор, и как альтернатива – возможности видеть двойную природу вещей. 

Впрочем, под «изменой» здесь подразумевается не буквальная супружеская измена своей жене, но скорее духовная измена образу Алисы, которую Билл любит прежде всего как мать своих детей. И что примечательно, к этому образу одинаково относятся три основные героини фильма - его жена, модель Аманда, и Домино - девушка, которую он встретил перед поездкой в дворец Саммертон. Все они привлекательны, у них рыжие волосы и высокий рост - это олицетворяет то, что они ничем не отличаются друг от друга, заменяя образ «верной жены» для Билла в несчастливом (то есть, неполноценном) браке: например, время, которое провел Билл с Домино было наполнено нежностью, как у истинных любовников, а Аманда спасла его на ритуале, пожертвовав собой как героиня оперы «Fidelio», а сама Алиса видела (вероятно так, но всё же это та загадка фильма, которую невозможно разгадать) происходящее на ритуале и была на месте Аманды в собственном сне. Таким образом, все три главные героини имели прямое или косвенное отношение к сексуальной эксплуатации оккультным обществом: нахождение там Аманды очевидно, Домино - это название типа венецианской маски, которая оказывается на кровати рядом со спящей Алисой, пребывающей всё это время (вероятно) в «стране чудес». Этот эпизод служит кульминацией фильма, который оставляет полную неопределённость: была ли Алиса частью ритуала, узнав на нём Билла, или же это «тайное общество» оставило эту маску рядом с ней как предупреждение? Но самое пессимистичное, на что указывает режиссёр, это связь трёх этих женщин с Хеленой, дочерью Билла. Игрушки, которые выбирает себе Хелена в последней сцене полностью идентичны игрушкам в доме Домино, а её подражание своей матери на протяжении всей картины говорит о том, что в будущем, это вырастет «новая Аманда» - королева красоты, которая «умрёт» от передозировки. 

На последних сюжетных линиях фильма, после его путешествия по Нью-Йорку, Билл рассказывает своей жене, «как открылись его глаза». Алиса заканчивает фильм фразой и завершает Тантрический любовный ритуал: 

“– I do love you. And you know, there is something very important that we need to do as soon as possible. 
– What’s that? 
– Fuck.” 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…