Венецианский купец (2004)
- 04.02.2018 11:23
- 2578
Обаятельный Бассанио и восхитительная Порция, щедрый Антонио и корыстолюбивый Шейлок, строптивая Джессика и благородный Лоренцо - всё это персонажи превосходной комедии Шекспира «Венецианский купец», наиболее примечательная экранизация которой вышла на экраны в Великобритании в 2004 году. В основе сюжета и пьесы, и этой картины лежит история женитьбы молодого венецианца Бассанио, запутавшегося в долгах, на состоятельной прекрасной наследнице Порции; чтобы иметь возможность просить руки столь знатной невесты, Бассанио занимает большие средства у своего близкого друга венецианского купца Антонио, а тот вынужден брать взаймы под большие проценты у еврейского ростовщика - Шейлока, пообещав в качестве залога фунт плоти из своего тела. Когда же в результате неудачного стечения обстоятельств Антонио оказывается не в состоянии вернуть свой долг, разгневанный Шейлок требует то, что причитается ему по праву: обещанный кус мяса из тела Антонио. Во время состоявшегося суда, призванного вынести справедливое решение в споре, сталкиваются разные взгляды на мир и жизненные подходы и тут в дело вмешивается очаровательного Порция, под видом прибывшего из Флоренции законоведа. Ей удаётся повернуть дело так, что Шейлок из истца оказывается обвиняемым в покушении на жизнь доброго христианина. Суд дарует жизнь оскандалившемуся еврею, но половина его состояния отходит к Антонио, к тому же, по условиям помилования, Шейлок вынужден будет принять христианство, отказавшись от своей старой веры.
Картина начинается с реалистичной сцены непростой жизни евреев в средневековой Венецианской Республике (действие происходит в 1590-х годах). В этот период живущие в гетто и вынужденные носить красные береты в качестве опознавательной метки евреи активно занимались ростовщичеством, ссужая деньги в долг иноверцам под внушительные проценты и приводя их к разорению во многих случаях; поэтому венецианцы евреев-ростовщиков слегка недолюбливали и периодически устраивали им обструкцию, скидывая попавшихся под руку иудеев в многочисленные морские каналы. Во время одной из таких потасовок купец Антонио, особенно презиравший ростовщичество, запрещённое христианскими законами (он тоже давал деньги в долг, но никогда - под проценты) плюнул в лицо самому алчному из ростовщиков - Шейлоку (в исполнении выдающегося Аль Пачино). По этой причине Шейлок возненавидел Антонио, не соглашаясь взять золото в качестве погашения долга и требуя обещанного ему фунта плоти обидчика. Обычай этот, кстати говоря, хорошо известен историкам: по меньшей мере, со времён древнеримского законодательства XII таблиц заимодавцу было дозволено забирать в качестве выкупа желаемую часть тела должника, о чём, например, упоминает Ницше: "заимодавец мог подвергать тело должника всем разновидностям глумлений и пыток, скажем, срезать с него столько, сколько на глаз соответствовало величине долга, - с этой точки зрения в ранние времена повсюду существовали разработанные, кое в чем до ужасающих деталей, и имеющие правовую силу расценки отдельных членов и частей тела". Еврей, подписавший договор, ссудивший деньги, был в своём праве и только пытливый ум невесты Бассанио - Порции, позволил обернуть дело в другую сторону, настаивая на том, что суд дожей должен предотвратить жестокое и преднамеренное убийство. Суть этой пьесы, вероятно, и заключается в символическом триумфе европейского духа над фанатизмом ревностных иудейских ортодоксов, чуждых сочувствия, сострадания или милосердия.
Несмотря на несколько устрашающую фабулу, фильм очень увлекателен, приятен для глаз и хорошо подходит для просмотра. Перед зрителем открывается вся роскошь и буйство красок времён аристократической Венеции. Декорации и костюмы выполнены с большим старанием, атмосфера происходящего будто переносит нас в центр венецианского карнавала, где возвышенное соседствует с порочным, а драматичное - со смешным. Сам фильм напоминает, скорее, масштабную тетральную постановку, которая очаровывает и завладевает вниманием зрителя, чему не мало способствует поэтизированная речь персонажей. Ощущение чего-то потустороннего, нереального, волшебства, присущее всей этой истории, усиливается благодаря удивительно красивой музыке, очень точно соответствующей выбранной эпохе, в соответствии с заветами самого Шекспира:
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает;
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену, хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб:
Не верь такому. – Слушай эту песню.
Евреям, конечно же, не понравилась эта картина и до сих пор с их стороны приходит немало возмущённых отзывов о ней и это странно, поскольку в фильме как раз можно увидеть определённое сочувствие к евреям и даже Шейлок показан как драматическая фигура, а не чёрствый, скаредный персонаж, каким он воспринимался всеми со времён самого написания пьесы и не вызывавший ранее к себе никаких чувств, кроме искреннего отвращения. Абсурдно сегодня осуждать фильм за то, что он достоверно демонстрирует реалии конца 16-го столетия и следует букве шекспировского творения, скорее, следовало бы обратить внимание на его многочисленные достоинства: атмосферу романтики и влюблённости, когда благодаря взаимному чувству женщина находит выход из пут подписанных договоров, прекрасную игру актёров, зрелищность съёмки, естественность и органичность музыки. В целом, впечатления от просмотра этой картины можно выразить следующими словами: прославленный английский писатель и драматург, знаток человеческих душ, обращавшийся к самым глубоким сторонам человеческой натуры , неоднократно касавшийся в своём творчестве и расовых вопросов, создал гениальную комедию, комедию на все времена, послужившую основой не только для многочисленных театральных постановок, но и для столь же замечательной её экранизации, неизменно пробуждающей у зрителей самые светлые и положительные чувства.