Василий Верещагин - воин и творец
- 20.03.2018 11:03
- 3160
В Москве, в Третьяковской галерее открылась выставка работ Василия Васильевича Верещагина, художника, творчество которого представляет огромную ценность для русской и всемирной культуры. Выставка русского аристократа, человека, чья жизнь служит примером для подражания.
Всем, еще не бежавшим из кошмара современной РФ (как это сделали мы), советуем посетить выставку, которая включает себя более 500 экспонатов из русских и зарубежных музеев, а также работы из частных собраний.
Верещагин стал одним из основоположников реализма в живописи, он был мыслителем и личностью высокого полета. Его творчество относится к тому ценному, что оставила после себя белая цивилизация прошлых веков, и несомненно заслуживает нашего внимания.
Поражает мастерство, с каким выполнены работы, от самых небольших зарисовок и этюдов с натуры, которые зачастую были сделаны в самых экстремальных условиях, до огромных, многофигурных композиций, написанных в мастерской — все тщательно проработано, продумано, ко всему художник относился с должным вниманием.
Удивляет колоссальная работоспособность и обширная деятельность этого выдающегося человека. За 61 год жизни он успел принять самое непосредственное и активное участие во всех войнах, которые вела Российская Империя в то время, написать сотни серьёзных полотен, бесчисленное количество этюдов и рисунков, организовать десятки крупных выставок в России, Европе и Америке, написать уйму статей, объездить половину земного шара, заслужить мировое признание, обзавестись семьей, оставив после себя наследников и продолжателей рода, а после погибнуть на поле сражения как его отец и деды. Его жизнь – образец самоманифестации духа русского аристократа, самоотверженности, храбрости, служения Отечеству.
«По-львиному он любил пустыню. Ночь. Поля, от которых веет смертью. Зорко смотрел. Чутко слушал. И находил интерес там, где мы чувствуем только ужас.»
Сегодня, 26 октября исполняется 175 лет со дня рождения человека, величие и талант которого выходят далеко за пределы искусства, чья слава гремела во всех уголках земного шара.
«Могучая, стальная фигура. Блестящий, оголенный череп. Длинная, с сильной проседью, борода. Суровый, энергичный взгляд. Георгиевский крестик в петлице.» - таким представал перед современниками этот воин, этот могучий русский богатырь, художник-философ, художник-мыслитель.
Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 году в семье предводителя дворянства Новгородского уезда. С самого раннего детства он проявлял интерес к рисованию, но его родители и помыслить не могли ни о какой другой карьере для своих детей, кроме военной службы, все мужчины в его роду служили отечеству ещё со времен Екатерин Великой. Василия определили в морской кадетский корпус, где он, уже в такие юные годы выделялся из сверстников своим трудолюбием, целеустремленностью, умением постоять за себя и требовательностью, в первую очередь, к себе.
Ему пророчили блестящую военную карьеру, но После короткого периода службы, несмотря на жесткое сопротивление своего отца, Верещагин подал в отставку и поступил в Императорскую Академию художеств. Проучившись несколько лет и не закончив Академию, художник отправляется на Кавказ писать с натуры. Затем, продолжает обучение в Париже.
Художник - реалист, Верещагин считал, что писать следует только то, что сам наблюдал, чему был прямым свидетелем, еще лучше - участником. Отсюда твердые творческие установки, которым Верещагин верен всю жизнь: обязательная работа с натуры, точное воспроизведение освещения, места, времени, при которых происходило событие, фиксация всех подробностей обстановки, костюма, пейзажа, архитектуры, - иными словами, "самое строгое обращение со всеми деталями творчества", как провозглашает сам художник. Но этого ещё недостаточно. Отсутствие в картине идеи, мысли, морали или недостаточно яркая их выраженность грозит, по его суровому приговору, низвести картину "до фешенебельной мебели": "Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу"
Художника влекут страны и люди, не ведомые ещё искусству. Начинаются скитания Верещагина, причём он не останавливается ни перед какими трудностями и опасностями, он смело идёт на встречу смерти. Верещагин участвовал во всех военных действиях, которые вела русская армия в то время. И нас он интересует не только как художник, но как человек, необычайной высоты и достоинства, как человек, не ведавший страха, не идущий на поводу у обстоятельств, не смотря ни на что двигающийся к своей цели. Он имел пытливый ум, широчайшие интересы и был образованнейшим человеком.
В 1867 году, по приглашению Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана Верещагин отправляется в недавно присоединенные к России области Средней Азии, где в составе небольшого гарнизона выдерживает тяжелую осаду Самарканда. Там, он проявляет себя как настоящий герой. Не являясь штатным военным, безо всякого приказа, видя тяжелое положение русских войск, он, рискуя своей жизнью, поднимает бойцов в контратаку, совершая подвиг, за который был награжден орденом Св.Георгия 4-ой степени, который присуждался за особые боевые заслуги.
Пробыв на Востоке несколько лет, Верещагин не увидел гармоничного и цельного мира, на фоне ослепительного солнца ему предстают темные, дикие стороны, то, что называется «азиатским варварством», что вызывает в нем негодование и протест. После туркестанского похода, работая в Мюнхене, художник создает Туркестанскую серию картин, рисунков и этюдов, выставленные в Европе и России, эти работы произвели ошеломляющее впечатление на современников, они показывали неведомый, правдивый мир. Верещагин получает широкую известность.
Около двух лет(1874-1876) художник проводит в Индии, где он путешествует и совершает восхождения на высочайшие вершины Восточного Тибета. Для этого человека не было препятствий, солнце жжет ему спину, тогда как пальцы от холода едва держат палитру, но его пылкая, энергичная натура, его рвение к наблюдению красоты, его желание передать краски неба и гор заставляют его добиться желаемого результата, такие сеансы чуть не стоили ему жизни, и вновь он выходит победителем. В Индии он пишет более ста пятидесяти этюдов, и возвратясь в 1877 году в Париж, он начинает работать над новой серией картин. Но узнав о начале русско-турецкой войны, он тут же покидает свою семью, мастерскую и отправляется добровольцем в действующую армию.
Верещагин – на Дунае, он участник сражений, и в самом начале войны он получает тяжелое ранение на миноносце «Щука». Не дождавшись выздоровления, он направляется в Плевну, где оказывается участником её третьего штурма, стоившего русским войскам тяжелых потерь, во время набега на Адрианополь, идея которого и принадлежала Василию Васильевичу, исполняет должность начальника штаба. Он находится на фронте до самого окончания военных действий.
Характерным мазком для иллюстрации его львиной отваги может стать следующий пример.
Накануне переправы через Дунай главнокомандующий со свитой стояли на высоком берегу. Снаряды не долетали до них, ложились внизу, на берегу и у берега.
И вдруг видят: внизу, у самой воды, среди шлепающихся снарядов, сидит какой-то человек.
Посмотрели в бинокль:
– Верещагин!
Окрики не долетали до него. Кто-то вызвался с опасностью для жизни спуститься и передать художнику приказ. «Немедленно уйти».
– Что вы тут делаете?
– На этюде.
Кругом – кромешный ад! Шлепаются и взрывают землю гранаты, свистят пули. А Верещагин – хоть бы что! Не до того ему. Он весь ушел в стремление поймать эффект солнечных лучей, преломляемых в затуманенной плывущими лодками зеркальной поверхности широкого Дуная. Шалая турецкая пуля разбивает вдребезги палитру. Верещагин преспокойно достает новую и, как ни в чем ни бывало, продолжает писать...
Подобных ситуаций в его жизни было множество. Его влекли впечатления, ощущения опасности, свобода. И от его любопытства веяло чем-то страшным. Но страшным только для тех, чья натура не в состоянии была это понять… Он не считал свои поступки геройствами, для него это было само собой разумеющееся, он просто делал то, что должен был, то, что требовало он него его естество.
После войны Верещагин работает в Париже, работает с еще большей, чем всегда, одержимостью, в состоянии не проходящего нервного напряжения, не давая себе передышки, почти не отлучаясь из мастерской и никого не допуская в нее. В "Балканскую серию" входит около тридцати картин.
Новаторство Верещагина состояло в том, что он ищет пути к тому, чтобы максимально усилить воздействие своего искусства. Он хочет, чтобы не только произведения, но и сама обстановка выставок создавала мощный эмоциональный эффект: Балканская серия демонстрируется в залах без дневного света, на черных стенах, при ярком электрическом освещении, на выставках звучит музыка. Эффект от верещагинских экспозиций был необычайно сильным; для многих это было потрясение, оставшееся в памяти на всю жизнь.
В идее сопровождать показ картин музыкой Верещагин впрямую подходит к кинематографу. Однако музыка для него не только фон, сопровождение. В последние годы им владеет мысль о сродстве всех видов искусства. Характерно, что современники ставили Верещагина в ряд с Рихардом Вагнером, находя общее между устремлениями художника и вагнеровской идеей о "синтетическом произведении искусства".
Этот художник был настолько самобытен, что у него не было ни предшественников, ни последователей, он ни состоял ни в каких художественных сообществах и кружках, в нём неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности, которая побудила Репина в траурной речи о художнике назвать его "сверхчеловеком".
В 1882—1883 годах Верещагин снова путешествует по Индии. В 1884 году едет в Сирию и Палестину, где пишет множество этюдов, главным образом виды природы, местные типы, сцены быта. Как человек, лишенный религиозного чувства, он пишет святую землю исключительно с реальной и исторической точки зрения, освобождая евангельскую легенду от сверхъестественного. Современникам подход Верещагина казался святотатством. Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.
В 1896 году художник работает над серией картин посвящённых войне 1812 года. Он тщательно собирает материалы, выбирает сюжеты. В этой серии он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. Серия осталась незавершенной и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин, не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно верещагинская серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года.
При жизни художник организовал свыше шестидесяти выставок, едва ли не во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Где бы не проходили его выставки, они вызывали широчайший резонанс в обществе, привлекали огромное количество людей, являлись предметом страстных споров и оставляли после себя неизгладимое впечатление. Он верил, что художники оказывают огромное влияние на развитие общества, что значение искусства неимоверно велико, "можно даже сказать, что влияние его на умы, на сердца и на поступки народов громадно, непреодолимо, не имея себе равного", он сам закладывал глубокий смысл в каждую из своих работ.
В 1903 посещает Японию, задумывает писать книгу о Японии и ее искусстве; предполагает совершить путешествия в Китай и Африку. Он много работает и в литературе: пишет автобиографическую прозу, воспоминания, путевые очерки, статьи об искусстве, активно выступает в прессе.
Верещагин был один из тех русских художников, благодаря которым Европа еще в 80-х годах сильно заинтересовалась русским искусством. У нас же он заставил общество уважать художника еще в то время, когда сами художники робко относились к своему призванию. Он очень высоко ставил звание художника.
Не смотря на головокружительный успех его выставок по всему миру, за художником тянулся длинный шлейф недоброжелателей, какие только слухи про него не распространяли. Писали, что он «фабриковал» свои картины не сам, а в компании наемных мюнхенских художников. Нашлись даже такие, что обвиняли Василия Васильевича и политической неблагонадежности, и ненависти к отечеству.
Этот человек обладал невероятной энергией, громадной силой воли, несокрушимой отвагой и мужеством, суровым духом, гордостью и неустрашимостью. Сам Верещагин не придавал значения смерти и болезни и не понимал страха смерти у других людей.
С началом русско-японской войны Василий Васильевич прощается с семьей, и в возрасте 62 лет оказывается в действующем флоте.
Его смерть была смертью достойной Героя, доблестной и величественной. Он погиб 31 марта 1904 года на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.
Те, кто видел его последними, говорили, что в последние минуты жизни он стоял на корме корабля, зарисовывая вражеские суда.
Представленная в Третьяковской галерее на Крымском валу экспозиция приобщит к культуре и оставит неравнодушным каждого, даже того, чья деятельность далека от искусства.
P.S. Выставка проходит до 15.07.2018. Советуем билеты приобретать заранее через сайт музея, иначе на месте вас будет ждать большая очередь и отсутствие билетов на ближайший день.