«Пришельцы» (1993)

 

Когда-то ещё на самом первом ресурсе эта короткая рецензия была первой в последующей череде обзоров на кинематограф. Сегодня мы вновь публикуем уже ставшую доброй классикой эту французскую кинокартину. 

«Пришельцы» (1993)

Восхитительный фильм Жан-Мари Пуаре «Пришельцы» (фр. Les Visiteurs) - на первый взгляд лёгкая семейная комедия, но если посмотреть глубже – едкая сатира на современную европейскую действительность. Как нельзя лучше ухвачены характеры древнего традиционного общества, где «всяк сверчок знает свой шесток» и «прогрессивного» демократического общества потребления, где место прирождённого властелина, рыцаря занимает подобострастный чернявый потомок смерда. Более того – показаны даже и причины.



Из страны средневековых замков и готических соборов, рыцарских турниров и религиозных войн в мир конца 20 столетия попадают двое пришельцев – хитрец и пройдоха Жакуй и господин, которому он верно служит – граф Годфруа де Монмирай, олицетворение рыцарства, напоминающий своими качествами самого Бертрана де Борна. Так начинается фильм, а точнее серия комедийных фильмов французского режиссёра Жана-Мари Пуаре, известных под общим названием «Пришельцы» или «Les Visiteurs» во французском оригинале. Эта серия пользуется большой популярностью во всём мире на протяжении уже более 20-ти лет, заслужив любовь и уважение зрителей, поскольку на фоне современного вырожденческого кинематографа обращается к наиболее положительным и светлым чувствам, к благородству, доблести и отваге, верности своей семье и своему сюзерену и в позитивном ключе изображает реалии прошлых веков величественной европейской истории. Возможно, поэтому «Пришельцы» - самый коммерчески успешный проект французского кино за последние 25 лет. В чём же причина такой любви к этой не самой раскрученной картине, лишённой и многомиллионного бюджета, и голливудского размаха, но заслужившей широкое признание, мы и попробуем разобраться.

Как уже было сказано, сюжет этих фильмов основан на идее случайного вторжения типичных представителей французского средневековья в городскую цивилизацию конца 20 столетия. На данный момент вышли в прокат 3 картины: «Пришельцы», «Пришельцы-2: Коридоры Времени» и «Пришельцы в Америке» (фильм «Пришельцы в Америке» не входит в основную серию и рыцаря там зовут Тибо де Мальфет, а его слугу Андре). В первых двух частях граф де Монмирай в исполнении Жана Рено в сопровождении Жакуя вынужден путешествовать по времени, чтобы спасти своего тестя, иметь возможность жениться и таким образом продолжить свой род. В третьей картине во время свадьбы Тибо де Мальфет под действием колдовского напитка случайно убивает свою супругу и чтобы исправить эту трагическую случайность, вновь вынужден отправиться в будущее. Туда он попадает помимо своей воли: кельтский волшебник Эвсебиус заново по ошибке отправляет аристократа и его слугу в начало 21-го столетия. Чтобы вернуться обратно, Монмирай вынужден искать помощи и поддержки у своих далёких отпрысков, успевая при этом и оказать им посильную помощь, спасти свой дом от разорения и обеспечить продолжение своей фамилии. Сталкиваясь с враждебной, диковинной, а иногда и дьявольской на их взгляд реальностью современного мира Жакуй и Монмирай постоянно попадают в смешные и нелепые ситуации, но всегда находят выход даже из самого непростого положения. Поведение пришельцев сильно отличается от того, к чему привыкли современные мелочные жители-плебеи: в них нет никакой терпимости и политкорректности, налёта фальшивой «культуры». Первого встречного мавра они пытаются изгнать со своих земель, а первому увиденному бургундцу пытаются выпустить кишки. Интересно и то, как они обходятся с современными бытовыми устройствами. Особенно радует, как надменный рыцарь и его слуга избавляются от такого бесполезного предмета техники как телевизор, выкидывая зомбоящик без долгих разговоров в окно.

Фильм «Пришельцы» хорош также и тем, что даёт высокую, положительную оценку Средневековью и европейским народам жившим в эту эпоху, ведь они выглядят более жизнестойкими, динамичными, сильными и отважными, чем беспомощные тусклые жители крупных городов современного Запада. Даже пройдоха Жакуй, принадлежавший к черни, к низшей касте, отлично себя чувствует в современной реальности за счёт своей хитрости и пассионарности. Недаром именно потомки Жакуя (которого играет Кристиан Клавье), этого типичного представителя «средиземноморской расы», больше похожего на балаганного шута, сегодня правят, захватив законные привилегии у представителей благородных семейств. Здесь прослеживается отчётливая идея о необходимости возрождения естественной иерархии, проведения между людьми чётко очерченной границы и возрождения рыцарской аристократии с её высокой культурой, личным мужеством, а также сословных порядков. Большое внимание в картине уделяется родственным и семейным отношениям. Даже Жакуй искренне любит своих потомков, с которыми ему приходится сталкиваться, а Монмирай готов бросаться в бой и жертвовать своими сокровищами ради продолжения рода. Его отношения с далёкими внучками и праправнучками, глубокая и искренняя любовь, которая не может не найти ответного отклика, пожалуй, самая трогательная часть всей этой забавной истории. 

Этот фильм полон чудесной магии, пронизывающей его собой, в самом прямом смысле слова, он заставляет достаточно взрослых зрителей заново поверить в волшебство, хотя бы на короткое время. Здесь есть ведьмы и колдуньи, колдуны и волшебники, а фантастические происшествия с главными героями картины напоминают похождения двух других французских «национальных героев» - Астерикса и Обеликса. 

«Пришельцы» это яркая, плутовская комедия, в лучших традициях мольеровского театра, которая не заставит своего слушателя скучать и за смешными образами которой виднеются знамёна и стяги Нового Средневековья, возрождённого наследия благородных арийских родов, покрывших себя неувядаемой славой.

P. S. Кстати, в отрезке с 2.00 по 2.10 в треке культовой французской банды рыцарей современности Peste Noire «Casse, Pêches, Fractures Et Traditions» («Борьба, Удары, Переломы и Традиции», здесь также обыгрывается название современной французской партии CPNT на средневековый лад) использован фрагмент из этого фильма. Жан Рено, играющий в фильме доблестного рыцаря, говорит: «Пропащая страна, что стало с лесами и природой? Всё отвратительно, негде даже охотиться, воздух удушлив и вонь невыносима».

 

 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…