Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

 

Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его роль в творении? 

UrKult– проект, призванный освещать вопросы художественной культуры под эгидой Молодёжи Вотана. Его деятельность направлена на исследование живописи, ваяния, зодчества и ремёсел через призму традиционалистического мировоззрения и мистического опыта. Она подразумевает как рассмотрение историко-фольклорных материалов, так и изучение предметов сакрального искусства in situ. 

Целью проекта является формирование нового культурологического дискурса в противовес упадочному искусствоведчеству современности, а так же содействие адептам Мастерства, Духа и Мифа в возрождении традиционных форм творчества. 

Представляем вашему вниманию программный текст WotanJugend, необходимый для прочтения каждому, претендующему на понимание искусства 


Дорогие читатели, 
Перед вами не публицистическая статья, не историографический опус и не заметки эстета.

Перед вами программный текст, призванный наметить основные векторы развития Традиционалистических исследований в сфере искусств и ремёсел.

 

Мы противопоставляем реакционные воззрения изложенные в данном очерке современному упадочному культурологическому дискурсу;

Истинных Творцов, адептов Мастерства, Духа и Мифа - апологетам бессмыслицы, невежества и пороков;

Сакральные искусства и ремёсла Традиционных обществ - актуальным "художественным" потугам аморальных и продажных дилетантов.

 

Основным предметом анализа нашего программного текста мы избрали изобразительные формы визуальной культуры Традиционных обществ. Однако, следует отметить, что затронутые нами темы ритуального действия, вещественной и божественной реальности; призвания, инициации и обучения; вдохновения, значения и восприятия актуальны как для иных видов Творчества, так и для человеческой жизнедеятельности в целом.

 

Обозначая ряд первостепенных характеристик визуальной культуры Традиции, мы не ставили перед собой целью привлечение широкого внимания членов право-радикального сообщества к вопросам искусства. Прежде всего наш программный текст направлен на развитие и систематизацию знаний ранее изложенных такими авторами как Мирча Элиадэ, Юлиус Эвола, Рене Генон, Ананда Кумарасвами, Фритьёф Шуон и Титус Бёркхардт. Результаты проделанной работы должны послужить отправной точкой для упорядочевания собственных доводов искушёнными искусстволюбами придерживающихся реакционных убеждений. Иными словами, нашей задачей было снабдить уже заинтересованных в затронутых нами вопросах индивидуумов своеобразным "инструментарием" для изучения как Традиционных так и современных искусств и ремёсел.

 

Мы предлагаем вам пройти своеобразный герменевтический лабиринт и оказаться по ту сторону искажённых и подложных смыслов.

Мы предлагаем вам поддержать наш лингвистический культуркампф и вернуть истинное значение, а с ним и должную значимость, таким понятиям как Искусство и Творчество.

 

Традиция и Интегральный Традиционализм
 

Вопреки сложившемуся в определённых кругах мнению, Интегральный Традиционализм не является самостоятельным мистическим учением выявляющим во всех ныне известных культурах и религиях логику единой первоначальной "традиции", некогда существовавшей, но утраченной. Подобное утверждение скорее подходит для обозначения одного из основных положений нео-теософической доктрины, а именно её стремление объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерических смыслов всех религиозных систем. В свою очередь, Интегральный Традиционализм представляет собой тип реакционного культурно-философского дискурса критикующего современный мир, объектом рефлексии которого являются формы определённогo ряда Традиционных цивилизаций, основанных напринципе сакральности; это - универсальная модель для изучения как духовного наследия этих цивилизаций, так и основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации.

От лат. глагола tradere, означающего «передавать», в кадре концепции Интегрального Традиционализма Традиция обозначает устойчивый и неизменный комплекс сакральных знаний, отличных от знания изменчивого, нестабильного, «нетрадиционного». Как писал Ален де Бенуа, понятие Традиции, не стоит путать с ограниченным рядом дошедших до наших дней причудливых народных обычаев,  суевериями и искажённым местячковым фолклором; «Традиция — это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка».

Сформулированный выдающимся французским мыслителем Рене Геноном в XX веке, Интегральный Традиционализм оказал фундаментальное влияние на целый ряд современных политических, социальных и культурных течений, в том числе, на немецкий национал-социализм, в частности на эзотерические течения СС (через Юлиуса Эволу и Германа Вирта), итальянский фашизм (через Юлиуса Эволу), а так же европейское движение Новых правых (через Алена де Бенуа).

 

Принцип Сакральности
 

Основополагающим принципом Традиционного мировоззрения является осознание двойственности всего сущего — доктрина двух природ. Как говорил великий мыслитель-Традиционалист Юлиус Эвола, "Существует физический порядок и порядок метафизический. Существует смертная природа и природа бессмертных. Существует высший регион "бытия", и низший — "становления". Обобщая, можно сказать, что существует зримый и осязаемый мир, но прежде, по ту сторону его существует незримое и неосязаемое, то есть сверхмир, принцип и истинная жизнь."

Двойственный характер действительности так же проявляется в диалектике сакрального и профанного, священного и мирского. В индоевропейском мире, сакральное рассматривается как трансцендентное по отношению к профанному, мирскому, повседневному, физическому и человеческому. От лат. sacrum, сакральное может быть определено как священное, посвeщенное богам; однако, сакральное не ограничивается религиозной сферой, но так же включает в себя широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям. Сакральное ("иерофаническое") время антиисторично, не подчиняется установленным физическим законам, определяется порядком торжеств и ритуалов. Сакральное ("еиротопическое") пространство не поддаётся прямому измерению; его параметры зависят от характера среды предопределённой под общение человека с Божественным и потусторонним. Сакральное искусство имеет не только материальное измерение, но и духовное, связанное с метафизической реальностью Божественных архетипов, а так же является незаменимым атрибутом инициатических, ритуальных и магических практик.

 

Сакральное и Профанное Искусство
 

Сакральное Искусство: Итак, любое Традиционное общество обязательно основано на принципе, согласно которому все в мире является сакральным, а культурно-философский дискурс Интегрального Традиционализма занимается выявлением многообразия "иерофаний", т.е. проявлений сакрального во всех сферах жизнедеятельности человека Традиции. Таким образом, предметами изучения Интегрального Традиционализма так же являются искусства и ремёсла при посредстве которых проявляется сакральная реальность. Повторимся, речь не идёт об обожествлении тех или иных произведений искусства или ремесленных изделий самих по себе. Священный характер произведения искусства или ремесленных изделий Традиционного общества основывается на том, что они представляют собой иерофании, т.е. "наглядно демонстрируют" уже нечто совсем иное, чем просто экземпляр станковой живописи, боевой топор или древесный чур, а именно – трансцендентный символ, священный архетип, сгусток духовной энергии, кладезь Cилы. По этой причине, в Традиционном обществе (1) сакральные искусства и ремёсла являются источником нравственных законов и практических знаний, (2) играют роль первостепенной важности в действиях ритуального порядка, (3) а так же вспомогательными средствами для глубокой медитации. Вступление же самих художников и мастеров в профессиональную деятельность требует прохождения инициатических обрядов для посвящения в таинства искусства или ремесла и ознакомления со строгим изобразительным регламентом.

 

Профанное Искусство: В современном, анти-традиционном обществе любая человеческая деятельность, в том числе и творческая, ограничивается внешними её проявлениями и является источником исключительно профанного знания. Профанным является знание полученное с помощью органов чувств и направленное на сугубо рефлекторное или рациональное восприятие мира. Профанное искусство является продуктом относительно недавнего вырождения, вызванного непониманием одних связанных с древним традиционным искусством практик и полным забвением других. Границы между различными видами (живопись, графика, скульптура) и жанрами (исторический, портретный, пейзажный) изящных искусств, а так же между изящным и прикладным искусством было когда-то гораздо менее акцентированными. В связи с духовным и нравственным упадком, в настоящее время понятие искусства потеряло как значимость, так и стабильное значение. Вопреки принципам Традиции и согласно новейшим изысканиям в области культурологии, искусствознания и художественной критики искусство относительно по своей природе и может представлять собой любую осознанную или неосознанную композицию наречённую отдельными личностями, заинтересованными группами людей или общественными институтами как искусство. Оборвавшие связь с сакральными смыслами и Божественными архетипами продукты творческого или иного человеческого порыва профанны, выполняют лишь светские и мирские функции и не содержат иного знания кроме формального и эмпирического.

 

Искусства и Ремёсла
 

Как нами уже было замечено, сакральное искусство универсально и гомогенно, в то время как профанное искусство уделяет особое внимание классификации разнообразных видов и жанров изящных искусств, а так же различиям между изящным и прикладным искусством. Различия между изящным и декоративно-прикладным искусством, между художником и ремесленником  последствие отклонения от холистичесой концепции сакрального искусства Традиции. Для древних, фигура Художника сближается с образом алхимического оператора, реализуясь в дуалистической идее artefix – “Mастера”, действующего по ту сторону “искусства” и “ремесла”, одновременно заключая в себе то и другое. Таким образом, в рядыartefix Платон включает  не только поэтов, художников, скульпторов и музыкантов, но и ткачей, вышивальщиц, гончаров, краснодеревщиков и кузнецов, делая различие только между актом созидания (d?miourgia) и простым трудом (cheirourgia), искусством (techne) и промышленным производством (atechnos trib?).

 

Изображение и Значение

 

Как мы уже говорили, священный характер произведенй сакрального искусства основывается на том, что они представляют собой иерофании, т.е. "наглядно демонстрируют" уже нечто совсем иное, нежели просто рукотворный предмет обладающий эстетической или практической ценностью, а именно – трансцендентный символ, священный архетип. Следовательно, Традиционалистическая парадигма выделяет два модуса изображения, бытия или действительности предметов сакрального искусства, а именно явленный или воплощённый, а так же сущностный или нуменозный.

 

Явленный модус: Процесс восприятия любого предмета или явления начинается с тех его качеств, которыe можно описать как предметно-вещественные. Относительно художественного изображения можно сказать, что в первую очередь нам открываются его (1) формальные и (2) стилистические хактеристики, постигаемые с помощью человеческих органов чувств. В данном случае к формальным характеристикам мы относим всё то зримое и осязаемое, что так или иначе имеет отношение к физической форме объекта или явления. Таким образом, предметом нашего внимания могут стать размер изображения, пропорции составных частей, определённые элементы композиции, игра света на поверхности произведения, цветовая палитра, линии, изгибы, текстура. В свою очередь под стилем изображения подразумевается совокупность художественных форм, которая является характерной и предсказуемой для определённой культуры, этноса, региона и т.п.

Так же стоит заметить, что формальные и стилистические аспекты изображения являются нам не абстрактными идеями, а воплощённой материей. К примеру, написанный маслом солнечный диск, уходящий за горизонт предстаёт перед нами как подобие "настоящего" небесного светила, а не абстрактной геометрической фигурой под названием полукруг.

Несовершенство человеческих чувств ответственно за поверхностность восприятия физических форм и живописных стилей; чувственное постижение, как мира, так и искусства ограничено внешней оболочкой явлений. Однако, если мы имеем дело с произведениями сакрального искусства, иерофаниями, формальные и стилистические характеристики являются непосредственными проводниками сущностного модуса изображения и восприятия.  

 

Сущностный модус: Итак, сущностный модус действительности предполагает реальность абсолютных нуменозных архетипов и трансцендентных мифологических универсалий. По сути, явление (воплощение) этих метафизических реалий органам чувств и есть единственное основание для существования всех материальных форм, включая произведения искусства (помимо их возможного практического назначения). Для Человека Традиции предметы окружающего его мира не обладают собственной реальной значимостью, не будучи тем или иным образом причастными к реальности трансцендентной. Лишь сакральный, наделённый маной или определённым символическим значением, связанный с местом силы или мифологическим подвигом, задействованный в обрядовой или ритуальной деятельности, отмеченный клятвой или жертвой (и т.п.) предмет обладает бытием во всей его полноте. Все же остальные явления, профанные по своей сути, призрачны и заведомо далеки от Истины, Блага и Красоты.   

 

Изображение и Художественные Формы


 

Взаимодействие явленного и сущностного модуса бытия в сакральном искусстве происходит главным образом посредством натуралистического и символического изображения.

Натурализм: В сфере искусства натурализм часто ассоциируется с "фотографическим" подходом к изображению действительности, достоверной и беспристрастной передачей физических характеристик человеческих черт, а так же природных и рукотворных форм. Таким образом, ведущим принципом натуралистического изображения является mimesis, подражание искусства действительности. Суть мимезиса обозначается одними мыслителями древности как “творческое воспроизведение”, а другими как простое “копирование натуры”. Тем не менее, и античные философы и философы Традиционалисты согласны, что художественное воспроизводство формальных аспектов существующих предметов и явлений, сколь бы натуралистичным оно не было, не призвано отображать их нуменозной сущности, их божественных и мифических архетипов. Однако, лишь натуралистическое изображение передающее сущностный модус бытия художественных форм имеет право на существование. В противном же случае мимезис является актом произвоильного копирования внешней стороны вещей, призванный плодить призрачных двойников наполняющих иллюзорный мир теней-обманок. Напомним, именно сакральный характер произведенй Традиционного искусства заставляет рукотворные, созданные человеком предметы проявлять качества трансцендентных символов и священных архетипов, в то время как профанные художественные произведения отличаюся поверхностностью, ограничеваясь лишь передачей видимых форм.

Наконец заметим, что задача художика или мастера ещё более усложняется, если объектом его творческого внимания являются личности, предметы или явления физически недосегаемые, наxодящееся вне его непосредственного времени или места прибывания. Ведь как уже было нами сказанно, процесс восприятия любoй личности, предмета или явления начинается с тех его качеств, которыe можно описать как предметно-вещественные. Как доподлинно изобразить далёкое, мифическое и эфемерное?  Решение данной задачи кроится в специфическом опыте получаемом художником в обществе Традиции, подробно разбираемого нами в секции посвящённой фигуре Мастера-инициата.

 

Символизм: Традиционное искусство тесно связано с символами, аллегориями, образным изображением действительности. Заметим, что данная секция посвящена исключительно изобразительным символам, в то время как в Традиционном обществе символизм пропитывает все аспекты творческого процесса, используемые материалы и художественные инструменты. По толкованию академического словаря русского языка, символ — это предметный, словесный или обрядовый знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения внутреннего качества предмета. Традиционалистическая доктрина утверждает, что в отличие от натуралистического изображения, изображение посредству символов даёт непосредственный и мгновенный доступ к трансцендентной реальности. Физическое же сходство символа с его мирским аналогом является вопросом второстепенной важности, но всё же имеет некоторое значение. И тем не менее определённая графическая форма может воплощать символ или целую многогранную систему символов, наделённую самостоятельной магической силой и сакральным значением.

Процессы рационализации и вульгаризации художественных символов характерные для нашей эпохи привели к их внешнему регрессу. Многие мистические символы обрели место в «народной» культуре и способы их метафизического (космологического и т. д.) трактования уступили место суеверному и утилитарному использованию. Мирча Элиадэ, исследователь Традиционных цивилизаций, архаических психопрактик, верований, мифов и ритуалов, обозначает две тенденции способствующих профанации символов: 1) в эпоху всеобщего упадка, «ученная» символика начинает обслуживать более низкие социальные слои, и таким образом, ее исконный смысл постепенно «деградирует», упрощается; 2) символ начинает восприниматься по-детски, т. е. предельно конкретно, в отрыве от той системы, частью которой он является. Однако, не стоит забывать, что утерянные и даже внешне-деградировавшие символы всё ещё хранят исконную мудрость Традиции и являются наиважнейшим изобразительным ресурсом. 

Знатоки Традиционного искусства, такие как Ананда Кумарасвами придают особое значение тождественности натуралистического и символического изображения: “Аутентичное и нормативное искусство всегда стремится объединить чуткое наблюдение природы с благородной и глубокой стилизаций, чтобы, во-первых, освоить работу с природным образцом, созданным Богом, во-вторых, чтобы отделить его суть от произвольных наружных качеств сопрегая последние с отпечатком чистого духа, его сущностью.”

 

О Вопросах Эстетического Порядка
 

Как нами уже было замечено, слово "эстетика" в переводе с древнегреческого обозначает "чувственное и эмоциональное восприятие". С точки зрения античных мыслителей, предметом эстетического восприятия является область изменчивых предметов и их изображений, а эстетическое удовольствие получаемое от созерцания приятных форм сродни плотскому наслаждению. Действительно, в современном обществе бытует мнение, что целью искусства является выражение индивидуальных переживаний художника, а мерой качества и значимости того или иного творческого произведения является интенсивность вызываемых им эмоциональных переживаний. Таким образом эстетическое переживание всегда субъективно, заинтересованно и пристрастно.

В то же время, то искусство, которое в данном очерке нами было обозначено как "сакральное" представляло для античных мыслителей источник знания, а не чувства и имело непосредственное отношение к воспитанию интеллектуальных и духовных добродетелей. В значительной степени, Традиционное искусство полноправно пренебрегает эстетическими качествами создаваемой им художественной действительности. Всё дело в том, что в мире, который не знает безобразия ни на духовном, ни на институционном, ни на вещественном уровне, забота о сугубо-эстетических качествах предметов искусства не может быть основным соображением. Другими словами, в обществе где первоочерёдное внимание уделяется соответствию производимых форм сакральным архетипам, красота порождается претворением первородных принципов в предметно-вещественное обличье, мастерством творца, точностью символизма и ритуальной значимостью предмета.

Однако, в современном обществе отличающимся забвением традиционных творческих практик и полным неприятием сакрального искусства, всё обстоит иначе. В мире, где практически каждый творческий порыв основан на принципах противоречащих истинной духовности, особую трансцендентную значимость приобретает мимезис именно традиционных художественных форм. Следовательно, в условиях принудительной десакрализации искусства, эстетический аспект наделяется смыслом, которым он не обладал aborigine, так как прежде отсутствие духа в форме являлось немыслимым. Чувства прекрасного или возвышeннаго, о которых пойдёт речь чуть позже способны пробудить предрасположенном к традиционной духовности человеке связь с исконной Традицией. 

Каким же образом это происходит? Напомним, что процесс осмысления любого предмета или явления начинается с тех его качеств, которыe можно описать как предметно-вещественные. Восприятие таких предметно-вещественных качеств как форма и стиль изображения прежде всего является эстетическим, так как предполагает чувственную и эмоциональную реакцию. Художественный стиль изображения формирующийся посредству характерной для определённой культуры или этноса совокупности форм определяет так же и стиль мышления этой формации. Таким образом, мимезис традиционных художественных форм, графических символов и стилистических особенностей взывает к тем личностям чья принадлежность к этой Традиции составляет неотъемлемую часть их естества и мироощущения. Иными словами, интуиция прекрасного и возвышенного при созерцании традиционных художественных форм предполагает комплекс физических и интеллектуальных механизмов мировосприятия, наличие которых так же обозначает потенциал духовного развития в лоне исконной Традиции. Итак, в отличие от мира Традиции, в современном, десакрализованном обществе эстетическая функция изображения играет немаловажную роль. Вопросы касающиеся пробуждения чувств прекрасного и возвышенного заслуживают особого теоретического внимания и практического воплощения. (Более подробно о феноменологии восприятия сакрального искусства, будет сказано в отдельной секции посвящённой данной теме)

 

Становление Художника: Призвание, Инициация, Обучение
 

Этап 1: Призвание (Свадхарма)

Для обозначения роли призвания в становлении художника, рассмотрим пример относящийся к ведическому мировоззрению, но тем не менее представляющий константу наблюдаемую и в иных Традиционных обществах. Согласно ведическому учению о дхарме или "глубинной сути вещей", в системе, устремлённой к высшему миру, целые кастовые формации и каждое отдельное существо имеет жизненное предназначение, которое прямо соответствует принципу космической организации всего сущего. Этот космический принцип иерархически упорядочивает "по справедливости и истине" всякую функцию и форму жизни согласно её природе. В кадре данного ведического учения, понятие Свадхарма обозначает "призвание", т.е. действие согласно внутренней природе вещей, закону повелевающему актуализацией дхармы. Прижизненное исполнение Свадхармы или кастового и персонального призвания способствует успокоению и очищению души, поэтому разумный человек достигает совершенства в своей собственной свадхарме и делает свою специфическую обязанность формой поклонения божественным силам. Неразумная же личность  будет отрицать или стремиться к чему-либо под воздействием своего собственного эгоизма. В кадре ведического мировоззрения считается, что лучше неполноценно выполнять свою собственную свадхарму, чем в совершенстве осуществлять чужую. Тот, кто принимает обязанности согласно своей собственной природе, освобождается от греха.

Из ведического учения следует, что в Традиционном обществе становление на путь мастера или художника не является вопросом личного выбора. То или иное призвание предопределяется свыше и обнаруживает себя посредству кастовых и личностных характеристик отдельного индивида.  В современном, далёком от изначальной Традиции обществе где понятие призвания прежде всего связано с выбором профессии, каждый волен выбирать род дальнейшей деятельности по собственному разумению, исходя порой из праздных и корыстных соображений, и зачастую беспрепятственно меняет его по малейшему капризу. Подобная система самоуправства рассматривает любую человеческой деятельность как внешний атрибут, не связанный с его внутренней природой, а "исполнителей" тех или иных творческих, социальных, политических или религиозных функций как аморфную массу взаимозаменяемых единиц. Из чего следует, что в современном обществе становление художником является следствием личного выбора, социальных обстоятельств или профанного случая.

 

Этап 2: Инициация

Следующим этапом становления на путь художника или мастера в Традиционном обществе является инициация. Согласно определению Мирча Элиадэ, понятие "инициации” в самом широком смысле обозначает комплекс ритуалов и устных наставлений, направленных на радикальное преобразование религиозного и социального статуса иницианта. Тип инициатического опыта о котором пойдёт речь в данной секции отличается от коллективных ритуалов зрелости маркирующих переход из детского или подросткового возраста во взрослое состояние. Интересующий нас инициатический опыт так же  следует рассматривать отдельно от ритуалов вхождения в тайные общества, союзы или братства. В рамках данного очерка наибольшее значение представляет тип инициации, связанный с посвящением в мистические профессии. Таковыми является деятельность шамана или знахаря, но так же и мастерство художественного порядка. Ритуалы вхождения в мистическую профессию могут включать инициатические испытания и пытки, “смерть” и “воскресение”, сообщение нового имени, откровение тайного учения, и т.д. От двух предидущих видов инициатических обрядов он отличается тем, что не является обязательным для всех членов Традиционного сообщества, специализированной направленностью и особым обрядовым значением наделения новиция инструментами мастерства.

Итак, мы уже упомянали, что в Традиционном обществе фигура Художника сближается с образом алхимического оператора, реализуясь в дуалистической идее artefix –  “мастера”, действующего по-ту-сторону “искусства” и “ремесла”, одновременно заключая в себе то и другое. Потусторонний характер творчества/мастерства основывается на радикальном преображение новиция; после соответствующего обрядового действия мастер-инициат восстает как новое существо: он становится принципиально “иным”. Каким образом это происходит? В силу того, что в архаических и Традиционных обществах художественная культура есть сумма установлений, дарованных сверхъестественными существами, функцию инициаций в ту или иную категорию мастерства можно обозначить следующим образом: каждому новицию они открывают мир, распахнутый для сверхчеловеческого, мир трансцендентный. Так к примеру посредству инициатического обряда знаменующего символическую "смерть" и "воскресение " новиция он становится существом, "рожденным от духа", заново созданным по образцу, заданному богами и мифическими предками, не принадлежащим лишь материальной реальности. Далее, словами Мирча Элиадэ, инициант обретает полноту существования лишь в той мере, в какой ему удается уподобиться сверхъестественным существам и в совершенстве овладеть космическим прототипам творческой деятельности.

Элиадэ так же отмечает решающую роль в инициатическом действии старших наставников по образу, явленному божествами в мифическое время. Наставники образуют духовную элиту Традиционных обществ. Их основная задача заключается в том, чтобы узреть предназначение индивида. Таким образом художик Традиции является избранный провидением и назначенный духовной элитой Традиционного общества, что не оставляет места для случая или произвола. Напротив, он «создается» старшими наставниками по образу, явленному божествами в мифическое время и неразрывно связанным с изначальной Традицией. В ходе инициации наставники передают новому поколению Мастеров глубинный смысл творчества и существования и помогают им принять предназначенный им род деятельности со всей ответственность для активного участия в культурной жизни общины.

 

Этап 3: Обучение

Мистическое переживание в условиях инициатического ритуала безусловно представляет наиважнейший этап становления художника в Традиционном обществе, так как коренным образом меняет духовный статус "избранной" личности. Однако, дальнейшее теоретическое и практическое обучение так же играет существенную роль. Посему, влияние наставников, старых мастеров, на деятельность художников и ремесленников продолжается и после завершения непосредственного обряда инициации. Наставник призван передать ученику-инициату весь комплекс технических и духовных знаний который ранее получил от своего учителя в максимально приближенной к оригиналу форме. Каждое новое поколение в цепи беспосредной преемственности получает знание во всей чистоте, из самого изначального источника, а прототипом сакральной художественной деятельности во всей полноте своего космогонического смысла становиться акт первотворения мира. Таким образом, овладение мастерством исключает из себя любого рода импровизацию, оригинальность и новаторство, в том смысле, в котором данные понятия используются в современном обществе для восхваления тех или иных произведений профанного искусства. В свою очередь, обучение сакральным искусствам ставит своей целью постижение и воспроизведение сакральных архетипов; его качество прямо пропорционально точности и проникновенности передачи трансцендентной реальности, сущностного модуса бытия. Именно в этом устремлении ученику будут способствовать наставления старшего мастера относительно тонкостей натуралистического изображения вещественной реальности и образного языка символизма. В заключение стоит заметить, что обязательными принципами традиционной системы передачи знаний является беспрекословное подчинение младшего старшему и нераздельность служения, обучения и практики.

 

Materiaprima: Исходные Материалы

 

Мастер не создаёт материалы для творчества, а использует доступное ему природное сырьё. Сырой материал начинает своё существование как причастие к определённой стихии, а под действием искусной обработки Mастером преобразовывается в артефакт. По сути, искусство всегда проявляется в действиях над каким-то объектом и имеет целью преобразование этого объекта в нечто новое; однако материал (materia) со всеми присущими ему свойствами остаётся неизменным как в модальности сырья, так и в готовом изделии. По-своему материал является константой любого произведения искусства, а так как всё постоянное преобладает над изменчивым, то и форма в значительной степени должна быть подчинена материи. Бронза, древесина, мрамор - каждый материал имеет уникальные природные свойства; уровень пластичности, твёрдости, хрупкости материала определяет способ его обработки и формообразующий потенциал.

Согласно некоторым авторам-традиционалистам, для того чтобы донести божественные принципы заложенные в соборной архитектуре (в частности, AхisMundi) каменщик должен сохранить и наглядно продемонстрировать физическую тяжесть камня, его "неподвижность". Подобного рода утверждения можно отнести к так называемому "материальному реализму", течению традиционалистической мысли утверждающему, что без учёта природный свойств используемых материалов невозможно создать достойное произведение сакрального искусства. С другой стороны, стремление сокрыть сущностные свойства используемых материалов уподобляется "материальному идеализму". Примером материального идеализма может послужить поздний готический стиль, с его ажурной каменной кладкой и преобладанием в архитектурных строениях обширных стекольных вставок. Каркасная система позволила радикально сократить площадь несущих стен и буквально растворить каменные перекрытия в эфемерном свете и цвете витражей. Так как идеалистический подход к материалам бросает вызов природе, существует мнение, что он может угрожать стабильности и гармонии Традиционного порядка. Однако мы склонны полагать, что идеалистические устремления не являются пагубными по своей природе; напротив, порождённые сознанием Героя, всегда склонному к “сублимации”, они способные обогатить сакральное искусство мистической силой провидения.

Продолжение статьи читайте во второй части ! 

читайте также

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Приказ казачьим войскам от Краснова

      Каждому Национал-Социалисту доводилось слышать назойливое роптание, вызванное особой ролью занимаемой Адольфом Гитлером в движении на пути к Белому…

  • Юлиус Эвола. Второй человек и его Активный реализм.

    Среди многочисленных терминов и эпитетов, описывающих бытие Второго «Аполлонического» человека, рыцарского «Knecht» Иоганна Таулера,…