Иван Васильевич меняет профессию (1973) 


Возвращаясь сразу к двум темам уже рецензированных нами фильмов: этот советский комедийный фильм на лад французских «Пришельцев» (*), снятый по пьесе русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова «Иван Васильевич» (*) - достаточно наглядный пример столкновения человека классического общества, Царя эпохи феодального средневековья с чернью из советского социума упадка и вырождения. Этим замыслом «Иван Васильевич» дублирует «Пришельцы» (или же наоборот, учитывая временную разницу), показывая контраст не только между людьми, но и между целыми эпохами русской истории. 

Совершая временную рокировку со своим «двойником» (по замыслу - лишь частично похожего на Ивана Грозного внешне), Иван IV оказывается в центре некого бетонного сосредоточения советского социалистического мира. Здесь, в Кали-Юге, место опричников для него займут дотошные милиционеры, симпатичных боярынь сменит свиноподобная «ведьма» - жена туповатого управдома, а место дьяка займет назойливый и лживый еврей-стоматолог, наживший социальный статус «непосильным трудом». Словом, попав сюда, Иван Грозный тут же справедливо соотнесет этот мир с демоническим царством. В это же время его место на троне займет человек, совершенно неактуальный, никчемный в классическом мире - управдом из СССР, не продержавшийся и неспособный этого сделать на троне и дня. Булгаков, очевидно, на этом примере показывает лживость ленинского политического курса, стремившегося обучить «каждую кухарку управлять государством». 



Кое-как положение управдома на троне спасает попавший вместе с ним в средневековье представитель одной из самых древних человеческих профессий - опытный вор-рецедивист. Тем не менее, комичная никчемность Ивана Васильевича Бунша, особенно в параллельном контрасте с Царём в СССР - та строгая грань, которую проводит Михаил Булгаков между классическим миром и миром упадка. Так, в его произведениях, часто оформленным в социальную сатиру, обнаруживают себя и свою неактуальность представители нетрадиционных, искусственно сфабрикованных социалистами и Модерном в целом профессий: управдомы, газетчики, журнальные критики и прочие - разве эти люди действительно так необходимы здоровому обществу? Ответ, который дает в своих книгах и пьесах Булгаков, очевиден. 

* - «Пришельцы» 
* - «Собачье Сердце» - сатира на советское общество 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…