Женские образы в трагедии У. Шекспира "Кориолан"



"Behind every great man there's a great woman" - английская пословица. 
"Волумния: Мой воин, Ты создан мною". 

В жизни любого мужчины есть женщина, которой он обязан жизнью. В светлые эпохи у многих народов образ матери был священным и почитался наравне с божественным. Мать - Земля, Мать - Природа, Родина - Мать – символизм, возвышенный и чистый. 

В трагедии Шекспира персонаж Волумнии представлен как один из самых достойных материнских воплощений. Именно она взрастила героя, она воспитала бесстрашный дух и волю к победе. 

"Кориолан: 
Твердила ты, что бедствия большие 
Для сильных духом служат пробным камнем, 
А заурядный человек способен 
Сносить лишь заурядные несчастья - 
Ведь по морю безбурному плывут 
Любые корабли с успехом равным - 
И что лишь тот, кто мудр и благороден, 
Умеет сохранять невозмутимость 
Под злейшими ударами судьбы, 
Ты мне сама внушила эти мысли - 
Залог непобедимости души, 
Воспитанной на них" 

Волевая, сильная, бесстрашная Волумния - истинная северная женщина. Взращивая своего благородного сына, непоколебимо пророчила и создавала ему, достойную лучших судьбу, и высший, консульский, титул. Она желала создать опору Рима, величайшего из воинов и правителей; тем интереснее и трагичнее выглядит ее выбор между долгом матери и долгом государственной жены. Стоил ли Рим, принесенной ему жертвы? Этот вопрос был и остается риторическим, его читатель должен определить для себя сам. Возвращаясь к характеру героини, необходимо еще раз сделать акцент именно на его суровости. 

"Синиций: 
В тебе, я вижу, много от мужчины. 
Волумния: 
А что же в том позорного, глупец?" 

Именно такая женщина, обладающая характером, волей и страстностью, которые она стремится воплотить в наивысшем женском предназначении - материнстве, а не в реализации собственных капризов или соперничестве с мужчинами, способна быть одаренной Богами и явиться их вестницей одновременно - родить и воспитать сына, способного изменить мир. Отбрасывая сахарную сентиментальность, излишнюю жалость, Волумния растила воина, настоящего мужчину, благородного мужа, чуждого безделью, избалованности и страха. Она горячо любила его, но направляла любовь в единственно правильном русле, основой которого являются ответственность, гордость и честь. 

"Волумния: 
Прошу тебя, дочь моя, спой что-нибудь или будь повеселее. Если бы Марций был моим мужем, я больше радовалась бы его отсутствию, когда он уходит добывать себе славу, чем самым пылким объятиям на супружеском ложе. Еще когда он был хрупким ребенком и единственным плодом моего чрева, когда его отроческая красота пленяла все взоры, еще тогда, когда ни одна мать ни на час не отпустит сына от себя, даже если ее об этом целыми днями будут просить цари, я уже понимала, что такой человек, как он, создан для чести, что, не одушевясь стремлением стать знаменитым, он будет лишь картиной, украшающей стену; поэтому я охотно позволяла ему искать опасностей - и с ними славы. Я послала его на жестокую войну, и он вернулся с дубовым венком на голове. Поверь, дочь моя, я меньше ликовала, узнав, что родила мужчину, чем тогда, когда узнала, что он показал себя доблестным мужем. 
Виргилия: 
А если бы он погиб на войне? Что тогда? 
Волумния: 
Тогда сына заменила бы мне его добрая слава, и в ней я обрела бы потомство. Скажу тебе правду: будь у меня двенадцать сыновей и люби я каждого из них столь же горячо, как нашего славного Марция, я легче бы смирилась с доблестной смертью одиннадцати за отечество, чем с трусливой праздностью двенадцатого." 

В произведении намеренно подчеркнут контраст между стальным характером Волумнии и мягкостью и покорностью Вергилии. Мать вдохновляет и направляет, жена дарит любовь и покой. Жена - нежнейший цветок, который необходимо оберегать. Вергилия несет в себе противоположные воительнице, но истинно женские качества. Она должна быть той, что любит вопреки всему, той что всегда ждет, тихо, смиренно, но с непоколебимой верой и восхищением. Драматург разделяет эти образы, чтобы раскрыть их более отчетливо, показать всю их прелесть и сделать более жизненными. Настоящий герой нуждается в обоих проявлениях женского воплощения. Волумния и Вергилия необходимы Кориолану, во всех сценах они неизменно рядом и дополняют друг друга, то есть вместе представляют собой образ идеальной северной женщины. 

Женщины, которая воплощает в себе дуализм, казалось бы, несовместимых характеров. Дуализм, присущий богиням. Одновременно мудрая и прекрасная, мужественная и нежная, страстная и терпеливая, движущая сила и тихий омут. И здесь мы видим прекрасный образец для самовоспитания современной девушки. Современной девушки, которая хочет быть прекрасной матерью и прекрасной женой. Мужчина служит идеалу напрямую, женщина – через служение мужчине. За плечом настоящего мужчины должна стоять настоящая женщина.
 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…