Баян и "сидение на курганах"
- 28.12.2017 08:12
- 941
«Баян» – одно из последних (1910 год) значительных произведений Васнецова, завершающих былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей».
В первую очередь эта картина,что впрочем очевидно из названия, посвященна фигуре "Баяна" - древнерусского певца-сказителя, эдакого славянского "скальда". Баян также– имя певца из "Слова о полку Игореве", однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца-сказителя, типичного для всей европейской старины носителя устной Традиции. Непременным атрибутом тризны является и Братина, украшенная языческими оберегами. Само название ритуальной чаши подразумевает характер ее использования - в узком, замкнутом кругу братьев по Духу и Крови.
По правую руку от вещего Баяна сидит и князь, которого легко распознать по головному убору. Судя по древнерусским изображениям в миниатюрах, на иконах и фресках, подобные мягкие сферические шапки с меховым околышком были важнейшей княжеской регалией. А в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и их прямых потомков - племенных князей. В течении IX–XIII вв. такие шапки были важнейшим признаком феодала-сюзерена, позднее превратившись в более привычные короны властителей Восточной Европы.
Курган, величавая могила княжеских предков, был не только местом поминовения могучего предка, но и "Место Силы", где князь искал духовных сил, обращаясь к своим праотцам за покровительством, когда "место" вечной жизни душ воинов не было перенесено с природных просторов в затхлые стены монастырей. Курган, сидя на котором, князь с дружиной вспоминает о славных делах своего предка, таким образом становился не только памятным местом посреди просторов, но и основанием символического "трона на костях", на котором новый властитель принимал княжение, вероятно одевая специфический головной убор ( о котором рассказано выше).
Те времена были связаны с традиционными для исконной Европы религиозными верованиями, согласно которым правитель обладает
сверхъестественными способностями и божественной силой. Эти сверхъестественные способности представителя династии сегодня больше известны как "харизма" - специфическая энергетика правителя, приносящая не только уверенность войскам, но божественную удачу, поддерживать которую было необходимо жертвоприношениями, в том числе и самым естественным способом - на поле битвы. А наследовать эту божественную "харизму" надо было на могиле отца.
Так нам известно, что Ольга организовывает погребение Игоря согласно традиции (оплакивает его, велит насыпать над захоронением курган, устраивает тризну, в ходе которой и осуществляется массовое жертвоприношение древлян). После того, как прежний князь был погребен и смог уйти в мир предков, появилась возможность наследования его харизмы Святославом.
На насыпанном кургане был установлен княжеский стол, на котором и был посажен сын Игорев. Обряд "посажения" сопровождался поднесением кубка, который Святослав выпил и принес обет (как напрашивается из ситуации) отомстить за смерть отца. Ему также был вручен княжеский плащ и, возможно, полусферическая княжеская шапка с меховой опушкой (возможно потому, что Святослав, согласно Константину Багрянородному до этого княжил в Новгороде, а следовательно, мог уже получить ее во время наделения столом). Только после этого летописец под 6454 (946) г. напишет: «[Начало] кнѧженьӕ Ст҃ославлѧ»