Сандро Ботичелли (1445 — 1510)



«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом...»

Ботичелли - один из гениальных мастеров и наиболее ярких представителей итальянского Высокого Возрождения в живописи, чьи картины являются образцами утончённости и аристократической изысканности, и отражают более возвышенные сферы существования по сравнению с повседневной обыденностью. В работах флорентийского художника нашли место религиозные и мифологические мотивы, роскошь и разнообразие красок и сдержанный аскетизм, они стали памятниками и символами эпохи, переломной в истории европейской цивилизации. Его наиболее известные произведения «Весна» и «Рождение Венеры» стали достоянием не только итальянской национальной, но и общеевропейской культуры, частью мирового наследия белого человечества.



Сандро Ботичелли, чьё настоящее звучит как Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи в 1445 году во Флоренции на улице Огниссанти (улица Всех Святых), в ремесленном квартале города. Мальчиком будущий художник помогал своему отцу заниматься выделкой кожи, два года был учеником у золотых дел мастера и только после этого в возрасте 17 лет стал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи, а затем Андреа Вероккьо. Прозвище Ботичелли (Бочонок) к нему перешло от брата, с которым они были похожи и это прозвище стало его официальной фамилией. В 1464 году его отец купил дом на улице Виа Нуова, куда Сандро вернулся к 1470 году, и где он оставался почти всю свою оставшуюся жизнь. Здесь он жил, работал в мастерской и обучал своих учеников искусству живописи. На этой же улице жило богатое и влиятельное семейство Веспуччи, верных союзники Медичи, фактических хозяев Флоренции; они стали покровителями молодого многообещающего художника. 

Знания, полученные у разных учителей, Ботичелли воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии», «Мадонна в розарии», «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» (написанные около 1470 года или немногим ранее). В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Примерно в 1473 году Ботичелли создал картину «Святой Себастьян», которая была с большой торжественностью размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре. В это же время мастер живописи становится известен как замечательный портретист и выполняет искусные портреты членов семейства Медичи и флорентийских девушек из знатных фамилий, прежде всего, Симонетты Веспуччи, прекраснейшей женщины Флоренции, дамы сердца Джулиано Медичи и тайной возлюбленной самого художника. Когда Симонетта скончалась в 1476 году в возрасте 23 лет от чахотки, это было тяжёлым ударом для живописца, но всё же он приложил много усилий, чтобы увековечить образ любимой женщины в своих картинах, таких как «Рождение Венеры» или «Портрет молодой женщины». 



В 1481-82 году Ботичелли вместе с другими флорентийскими и умбрийскими художниками работал над росписью стен недавно построенной Сикстинской капеллой (флорентийский вклад в создание фресок Сискстинской капеллы считается частью мирного договора между папством и негласным правителем Флоренции Лоренцо Медичи). Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов. Вернувшись в свой родной город он стал посещать Платоновскую академию Лоренцо Великоплепного и испытал на себе влияние неоплатоников, тем самым проникнувшись гностическими и мистическими воззрениями. Именно к этому периоду относятся его картины на мифологические сюжеты, полные образов античности, которые теперь являются наиболее известными произведениями Ботичелли - «Primavera» (Весна, 1482 год), «Паллада и Кентавр» (1483), «Венера и Марс» (1485), «Благовещение» (1485 и 1490) и потрясающая «Рождение Венеры» (1485). Отличительная особенность этих картин - это краски и образы иного мира, более высокого, чем земной, ощущение одновременной нереальности и достоверности изображённых событий. Персонажи мифологии оживают на полотнах Ботичелли и живут своей жизнью, поэтому теперь и богиню Венеру представляют себе обычно в том облике, который для неё создал выдающийся живописец. 

В 1490-х годах сфера интересов постаревшего мастера сместилась в область традиционной католической религии, религиозных мотивов, что совпало с появлением во Флоренции церковного фанатика Савоноролы, ревностного сторонника аскетизма, яростного проповедника, врага Муз и борца с изящными искусствами (плюс ко всему, человека явно переднеазиатского расового типа, что объясняло его религиозный пыл). Звезда семейства Медичи закатилась к этому моменту и нараставший фанатизм последователей Савонаролы и самого самозваного пророка некому было остановить. Он читал бесконечные проповеди против мирской роскоши и богатства, под его влиянием дамы перестали надевать свои наряды, довольствуясь лишь самыми простыми платьями, а утончённые произведения живописи торжественно сжигались на "Костре Тщеславия". Большинство картин Ботичелли в этот период созданы на христианские религиозные мотивы - «Святая Троица», «Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем», «Клевета», «Последнее причастие святого Иеронима» и другие. Наконец, опомнившиеся флорентийцы схватили Савонаролу, ставшего уже почти духовным диктатором города и сожгли на костре 23 мая 1498 года. Понятно, что принявший близко к сердцу проповеди безумного фанатика и властолюбца Ботичелли испытал глубокое потрясение и разочарование, что сказалось на его работе и творчестве. 



Через восемнадцать месяцев после смерти Савонаролы, в 1500 году художник создаёт картину «Мистическое рождество», пропитанную тревожными апокалиптическими мотивами. В последующие годы он создал не очень много картин, столкнувшись с постепенным забвением и умер в нужде в возрасте 65 лет 17 мая 1510 года, был похоронен на кладбище у церкви на улице Огниссанти, где началась его жизнь. По прихоти судьбы имя Ботичелли было в основном забыто на длительный период и заново открыто в конце 19 столетия. Выдающиеся картины Ботичелли стали частью расового наследия европейской культуры; что немаловажно, они свидетельствуют о том, что 500 лет назад расовый состав северной Италии был в значительной степени арийским - до такой степени, что на этих полотнах встречаются черты лица, которые сегодня считаются североевропейскими или славянскими. Это свидетельство величия и красоты белого человечества как типа и бессмертные полотна Ботичелли пробуждают стремление возродить величие белой расы и европейской культуры.

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Будь трезв!

      Сейчас сложно понять, отчего и как в создании миллионов закрепился стереотип, что праздник немыслим без алкоголя, но с помощью чего он поддерживается,…