Свипдаг и Фрейя



История Свипдага не так известна, как многие другие песни и сказания Эдды, например, "Прорицание Вёльвы" или "Речи Высокого", по той причине, что песни, относящиеся к этому циклу - "Заклинание Гроа" и "Речи Многомудрого" были восприняты как поздняя литературная обработка фольклорных языческих мотивов, а потому не включаются в традиционные издания поэтической Эдды.По форме, однако, эти песни и сведения, относящиеся к истории Свипдага, полны глубокой архаики и вполне могут представлять собой осколок подлинной германской традиции. "Речи Свипдага" представляют собой трагическую историю любви богини Фрейи, скрытой под именем Менглёд и героя Свипдага, мать которого - прорицательница Гроа, пытавшаяся магией вытащить точило изо лба бога Тора после его поединка с Хругниром, а отец Аурвандил Смелый, однажды странствовавший с Громовержцем.



Когда мать Свипдага умерла, его отец взял себе новую жену и та дала своему пасынку поручение, настолько опасное, что он должен был погибнуть, выполняя его: найти сверхъестественную деву Менглёд, "Любящую Ожерелья". Будучи ещё очень юным, Свипдаг не чувствовал в себе достаточно сил, чтобы справиться с этим заданием и отправился сперва на могильный курган к своей матери, пробудив её от вечного сна заклинательными песнями. Он обратился к ней за поддержкой, просил Гроа дать ему защиту в этом смертельно опасном предприятии, так как при жизниона обещала ему помочь в случае необходимости и даровать магическую защиту. Гроа действительно спела девять заклятий, оградив тем самым своего сына от многих опасностей, от холода, кораблекрушений, вражеских атак, обещая ему удачу в задуманном. Герой отправился в земли великанов и после многих странствий в Нифльхейме оказался перед воротами замка, в котором царствует Менглёд, увидев с вершины перед собой "дома племени турсов". Вход в замок ему преградил страж Фьёльсвинн (один из эпитетов Одина), который задавал пришельцу различные вопросы, принуждая его открыть своё настоящее имя, ведь только Свипдаг мог свободно пройти через стены, чтобы попросить руки хозяйки этих земель. Во время беседы йотунский замок становится необычайно похожим на Асгард, если судить по описаниям: там расположены палаты славы, куда стремятся мужи, двое псов или волков, Гери и Гив, лежащие у необычайно крепких стен крепости, несут попеременную стражу, здесь же растёт мировое древо, пустившее ветви через все миры и так далее. В конце концов стражник призывает Менглёд (по видимому, Фрейю, носившую Брисингамен) и та встречает возлюбленного, которого давно ожидала:

«Долго сидела
на Лювьяберге,
тебя ожидая денно и нощно;
теперь ты пришёл,
кончена скорбь:
прибыл, любимый, в залы мои».

«Я тосковала
здесь по тебе также,
как грустил ты по мне;
теперь я уверена,
что мы будем вместе
до окончания нашего века».

Поначалу Свипдаг счастливо живёт в Асгарде со своей избранницей, пользуясь почётом среди асов и ванов: по многим признакам, он является аналогией Скирнира, которого Фрейр отправляет к необычайно красивой земной девушке Герд, чтобы провести сватовство, с чем Свипдаг-Скирнир успешно справляется. Но в начавшейся войне между асами и ванами (что можно прочесть, в том числе, как "война между германцами и кельтами"), Свипдаг, как супруг Фрейи, оказался на стороне ванов и приложил много усилий для преследования вождя из противоположного лагеря, Хадинга, сына своей мачехи. Боги, заключившие мир к тому времени, желали видеть мир и среди своих земных последователей, а потому осудили Свипдага за излишнюю кровожадность и ненависть к врагу (об этом рассказывает Саксон Грамматик в летописи "Деяния Данов"). Дальнейшие события расходятся в тексте средневековой хроники: в одном варианте Хадинг побеждает Свипдага в крупном морском сражении ("Деяния Данов", Книга I, страница 46), в другом скрывающийся от преследования Хадинг убивает безобразного морского монстра, в которого асы превратили Свипдага и тут ему является женщина, обещающая страшные кары за убийство существа, обладающего сверхчеловеческой природой, если он не умилостивит богов: "Бредёшь ли ты по полю или распускаешь паруса в море - ненависть богов будет всюду преследовать тебя и по всему миру твои начинания будут сталкиваться с враждебной стихией" ("Деяния Данов", Книга I, страница 50). Хадинг долгое время отказывался приносить необходимые искупительные жертвы, пока не узнал, что может быть лишён милости Одина, его небесного покровителя, после чего установил ежегодные празднества в честь Фрейра, ещё одного вана, который был зятем и предводителем Свипдага (данный мотив напоминает основание оракула в Дельфах Аполлоном в качестве искупления после убийства Пифона). 



История Свипдага и Фрейи это драматическая страница в северной мифологии, напоминающая о "Саге о Нибелунгах" или древнегреческих трагедиях, где титанические силы богов и демонов переплетаются в неразрешимом гордиевом узле противоречий, бросая тень на судьбы бессмертных и полубогов и тем более их смертных последователей, героев и накладывая отпечаток величественного трагизма, не меркнущего и после многих тысячелетий. 

Источники:

1 - Заклинание Гроа (Grógaldr — Svipdagsmál I)

2 - Речи Многомудрого (Fjölsvinnsmál — Svipdagsmál II)

3 - Саксон Грамматик "Деяния Данов"

4 - Viktor Rydberg "Teutonic Mythology"
 

читайте также

  • МАНИФЕСТ

      WotanJugend – Молот, ломающий оковы современного мира.  Вместо лживого равенства мы утверждаем расовую и сословную иерархию, вместо…

  • Феогнид. Эллинская поэтическая евгеника.

    «Выражение «аристократический радикализм», которое Вы употребили, очень удачно. Это, позволю себе сказать, самые толковые слова, какие…

  • Сакральное Искусство - программный текст WotanJugend часть I

      Что есть истинное искусство? Чем высокое отличается от низкого, а благородное от дегенеративного? Каков путь становления творца, какова его…